Живопись | «Классика»

February 23, 2013

Большое распространение получает во Фландрии в XVII веке и жанр натюрморта. Этот термин, появившийся в XIX веке и означающий «мертвая природа», часто не соответствует содержанию картин. Сами голландцы предпочитали другое название – «штиль левен» («тихая жизнь»). В картине Бартоломеуса ван дер Аста (до 1590 – после 1656) «Натюрморт с фруктами», наряду с фруктами и цветами, мы видим попугаев, стрекоз и бабочек.

Но даже в тех работах, где нет живых существ («Завтраки» Виллема Класа Хеды, 1594–1680/82, и Питера Класа, 1596/97–1661), изображаемое воспринимается как частица жизни. В таких картинах всегда ощущается незримое присутствие человека. Им поставлен на стол завтрак, нарезана селедка, очищен лимон или не допито вино в бокале. И оттого, что художники создают это впечатление, композиция приобретает еще большую естественность и достоверность. Хеда, Клас и другие мастера иллюзорно точно передают форму и трехмерность предметов, их материал, рефлексы света и цвета на поверхности вещей. В поисках тонального колорита они подчиняют все краски единому неяркому тону и освещению пасмурного дня.

Завтраки

Завтраки

На выставке представлены и другие типы натюрмортов: изображение рыбы (Абрахам ван Бейерен), охотничьих трофеев (Матеус Блум).

Пейзажи

Коллекция пейзажей на выставке знакомит со многими видами этого жанра. Маринистов, в том числе крупнейшего из них – Яна Порселлиса (около 1584–1632) («Море в пасмурный день») – привлекают милые сердцу голландцев морские просторы, по которым снуют подгоняемые свежим ветром парусники и лодки.

Море в пасмурный день

Море в пасмурный день

Умение правдиво запечатлеть красоту и колорит родной природы, мастерски передать воздушную перспективу явилось важным завоеванием искусства и таких основоположников национального голландского пейзажа, как Ян ван Гойен (1596–1656) («Берег в Схевенингене», «Берег в Эгмонт-он-Зее»), Саломон Якоб ван Рейсдал (около 1600–1670) («Переправа на пароме») и других.

Берег в Схевенингене

Берег в Схевенингене

Известный анималист Паулюс Поттер (1625–1654) прославился изображением животных в пейзаже («Ферма»). Он замечательно писал ландшафты, окутанные прозрачным, прохладным воздухом, и зеленые луга с пасущимися стадами в ярком свете дня.

Ферма

Ферма

Глубоко философское осмысление природы, четкая продуманность и выразительность композиции характерны для картин пейзажиста Якоба Изакса Рейсдала (1628/29–1682). Из одиннадцати его работ в Эрмитаже особой известностью пользуется «Болото».

Болото

Болото

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак