February 23, 2013
Большое распространение получает во Фландрии в XVII веке и жанр натюрморта. Этот термин, появившийся в XIX веке и означающий «мертвая природа», часто не соответствует содержанию картин. Сами голландцы предпочитали другое название – «штиль левен» («тихая жизнь»). В картине Бартоломеуса ван дер Аста (до 1590 – после 1656) «Натюрморт с фруктами», наряду с фруктами и цветами, мы видим попугаев, стрекоз и бабочек.
Но даже в тех работах, где нет живых существ («Завтраки» Виллема Класа Хеды, 1594–1680/82, и Питера Класа, 1596/97–1661), изображаемое воспринимается как частица жизни. В таких картинах всегда ощущается незримое присутствие человека. Им поставлен на стол завтрак, нарезана селедка, очищен лимон или не допито вино в бокале. И оттого, что художники создают это впечатление, композиция приобретает еще большую естественность и достоверность. Хеда, Клас и другие мастера иллюзорно точно передают форму и трехмерность предметов, их материал, рефлексы света и цвета на поверхности вещей. В поисках тонального колорита они подчиняют все краски единому неяркому тону и освещению пасмурного дня.
На выставке представлены и другие типы натюрмортов: изображение рыбы (Абрахам ван Бейерен), охотничьих трофеев (Матеус Блум).
Пейзажи
Коллекция пейзажей на выставке знакомит со многими видами этого жанра. Маринистов, в том числе крупнейшего из них – Яна Порселлиса (около 1584–1632) («Море в пасмурный день») – привлекают милые сердцу голландцев морские просторы, по которым снуют подгоняемые свежим ветром парусники и лодки.
Умение правдиво запечатлеть красоту и колорит родной природы, мастерски передать воздушную перспективу явилось важным завоеванием искусства и таких основоположников национального голландского пейзажа, как Ян ван Гойен (1596–1656) («Берег в Схевенингене», «Берег в Эгмонт-он-Зее»), Саломон Якоб ван Рейсдал (около 1600–1670) («Переправа на пароме») и других.
Известный анималист Паулюс Поттер (1625–1654) прославился изображением животных в пейзаже («Ферма»). Он замечательно писал ландшафты, окутанные прозрачным, прохладным воздухом, и зеленые луга с пасущимися стадами в ярком свете дня.
Глубоко философское осмысление природы, четкая продуманность и выразительность композиции характерны для картин пейзажиста Якоба Изакса Рейсдала (1628/29–1682). Из одиннадцати его работ в Эрмитаже особой известностью пользуется «Болото».
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак