February 21, 2013
Эрмитаж располагает прекрасной коллекцией произведений одного из величайших мастеров европейской живописи XVII века – Антониса Ван Дейка (1599–1641). В зале 246 Эрмитажа находится 26 картин, выполненных Ван Дейком в различные периоды творчества, написанных в разных странах – во Фландрии, Италии и Англии.
«Портрет молодой женщины с ребенком»
К числу работ, в которых с особой яркостью проявился реалистический дар Ван Дейка, относится «Портрет молодой женщины с ребенком». Это единственная из находящихся в Эрмитаже картин художника, дошедшая в первоначальном виде, на доске, и не переведенная в целях лучшей сохранности на холст. Она написана поверх светлого грунта, по старофламандской традиции. Спокойная репрезентативная композиция с величественно восседающей в торжественной позе дамой (как полагали, Балтазариной ван Линник – родственницей бургомистра Антверпена Рококса, портрет которого находится рядом) производит удивительно живое впечатление. Изображена женщина болезненного вида, бледная, с высоким лбом, печальными умными глазами и по-детски припухлыми губами. Ван Дейк запечатлел сложный, не лишенный противоречий образ. В то время как картина написана гладким слоем густой краски, а иногда корпусными мазками, так что можно проследить движение кисти (это характерно для манеры Ван Дейка), художник, чтобы выделить лицо портретируемой, пишет его технически по-иному – тонким эмалевым красочным слоем цвета слоновой кости, мягко моделируя объем нежно-розовыми и желтыми оттенками. Здесь, как и во многих других работах, Ван Дейк фиксирует момент непосредственного общения изображенных со зрителем: мать и ребенок, который только что играл с веером, взглянули на нас. Это мгновение и запечатлел Ван Дейк.
«Мужской портрет»
Одна из лучших работ на выставке – «Мужской портрет» – строится автором как диалог; однако один из партнеров не изображен, но в общении с ним раскрывается характер портретируемого. Динамичная композиция основана на контрасте направлений движения человека и кресла, развернутого в противоположную сторону, на «борьбе» света и тьмы. Художник ярко раскрывает духовную сущность человека. Картину можно поставить в один ряд с лучшими психологическими портретами Рембрандта.
Во время исследования этой работы Ван Дейка под верхним красочным слоем было обнаружено другое изображение – эскиз к знаменитому «Портрету кардинала Гвидо Бентиволио», созданному художником в 1623 году (Флоренция, Галерея Питти). По-видимому, эрмитажная картина была выполнена также в Италии, и уже ненужный для работы эскиз был записан художником.
«Мадонна с куропатками»
Ван Дейк – не только портретист. К числу его лучших сюжетных композиций принадлежит эрмитажная «Мадонна с куропатками». Традиционный в европейском искусстве сюжет – отдых святого семейства на пути в Египет – у Ван Дейка получает своеобразное воплощение. Сцене, где изображены мадонна с младенцем, св. Иосиф и фигурки младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный характер. Почти постановочно, по-балетному, выглядит детский хоровод, яркие и нарядные детали вносят в картину декоративный элемент. Эти детали имели аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза и лилия – цветы Марии; яблоко – напоминает о том, что она искупает грех Евы; подсолнечник, который всегда тянется к солнцу,– намек на возвышенные помыслы богоматери; куропатка – символ беспутства – улетает). Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и теплоту. Чувственно-осязателен женский образ, дети, играющие в «золотые ворота», грациозны и изящны; мягкость и притушенность колорита картины хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера.
Парадные портреты Ван Дейка
К последнему десятилетию творчества Ван Дейка, когда он жил в Лондоне и работал в качестве придворного живописца английского короля, относится ряд больших парадных картин эрмитажной коллекции. Это портреты самого Карла I, его жены – королевы Генриетты-Марии, а также придворных – Томаса Уортона, графа Денби и других лиц. Призванные возвеличить и увековечить в торжественном и парадном виде представителей высшей аристократии, такие картины часто строились по определенной схеме, постепенно сложившейся в искусстве Ван Дейка и надолго ставшей эталоном для парадных портретов многих живописцев Европы. Для таких работ характерны большой размер холста, придающий масштабность образу, вертикальный формат, позволяющий дать фигуру во весь рост, подчеркнув ее стройность и изящество, эффектные позы и жесты, нарядные туалеты, аксессуары, напоминающие об общественном положении портретируемого, расчет на обозрение снизу. Однако в парадных портретах Ван Дейка нас привлекают прежде всего умение мастера передать неповторимые индивидуальные черты модели, виртуозность исполнения, высокие колористические достоинства. Эти картины имеют также большую иконографическую ценность, являясь как бы «историей в лицах».
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак