Живопись | «Классика»

February 20, 2013

Отстаивание интересов новой фламандской (бельгийской) нации, борьба с отжившими свой век феодальными представлениями, прославление радости земного бытия, утверждение активного и свободного человека находят яркое отражение в искусстве крупнейших мастеров фламандской школы живописи. Первая половина XVII века – время ее наивысшего расцвета. В небольшой стране почти одновременно работала целая плеяда таких выдающихся мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Иорданс, Снейдерс, де Вос, Браувер, Тенирс. Творчество известного живописца Давида Тенирса Младшего (1610–1690) представлено в Эрмитаже 37 работами разных жанров.

«Флейтист»

Картина «Флейтист», исполненная в середине 1630-х годов, в период, когда Тенирс сближается с Адрианом Браувером и испытывает его влияние, вплоть до недавнего времени приписывалась Брауверу. В этой работе удивительно естественны поза, движение рук, поворот головы и особенно взгляд, отражающий сосредоточенность музыканта-исполнителя, прислушивающегося к звукам мелодии. Быть может, композиция имела и иной смысл, обозначая аллегорию «слуха» в несохранившейся серии картин «Пять чувств» (тема, очень популярная в те времена). Тенирс, работавший во многих жанрах, изображая сцены реальной жизни, всегда стремился запечатлеть привлекательное, смешное и красивое. Окружающий мир он воспринимал оптимистично, избегал острых характеристик и контрастов, передавал светлые и радостные стороны бытия.

Флейтист

Флейтист

«Кермессы»

Быть может, наибольшую славу принесли Тенирсу его знаменитые «кермессы» (так фламандцы называли сельские праздники). В этих картинах ощущается тяга художника к сюжетам из народной жизни, которую он идеализирует до некоторой степени. По-разному варьирует Тенирс в своих «кермессах» многочисленные забавные эпизоды, героями которых выступают музыканты, танцоры, пьянчужки, волокиты, дебоширы, умело включая их в четко построенные композиции больших ансамблевых сцен деревенских празднеств. Характерный для северной страны неяркий свет серого дня мягко освещает пейзаж и веселящихся крестьян. Подобные картины пользовались популярностью, и Тенирс написал их много (в Эрмитаже три работы этого жанра).

Кермессы

Кермессы

«Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий»

В отличие от Голландии, где огромную роль играли разного рода корпорации и потому большого развития и расцвета достигло искусство группового портрета, во Фландрии этот жанр особого распространения не получил. Тем более интересна картина Эрмитажа, где Тенирс в сравнительно небольшом формате строит мелкофигурную композицию со множеством людей, лица которых портретны. В этом заказном произведении запечатлен момент торжественной церемонии празднования членами двух гильдий юбилея декана одной из них. Вынесены драгоценные кубки, полученные на состязаниях (их держат управляющие делами гильдий), гремят выстрелы салюта (струйки огня и дыма вылетают из окон здания). Сняв шляпы перед юбиляром, застыли в поклоне приветствующие его лица. Парадно одетые и вооруженные аркебузиры роты св. Себастьяна и арбалетчики роты св. Георгия построились на площади Ратуши по случаю торжества. В этой картине Тенирс демонстрирует не только мастерство портретиста (он не раз писал портреты отдельных лиц), но и умение передать атмосферу событий современной ему общественной жизни, а также запечатлеть облик Антверпена и красоту его архитектурных памятников. Групповой портрет у Тенирса строится как бытовая сцена (она лишена того драматизма и контрастов, которые можно видеть, скажем, в «Ночном дозоре» Рембрандта). В дальнейшем подобных картин Тенирс уже не создает. В его искусстве появятся со временем маскарадные портреты, образы многих произведений 1650-х годов приобретут оттенок идилличности, красочная палитра станет более светлой и холодной.

Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий

Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий

«Вид в окрестностях Брюсселя»

На протяжении всей жизни Тенирс много работал как пейзажист. Один из шедевров мастера – «Вид в окрестностях Брюсселя» (конец 1640-х гг.). В отличие от пейзажей более ранней поры (их несколько в Эрмитаже) в этой картине Тенирс почти полностью отходит от прежних приемов построения пространства с помощью «кулис» и условных цветовых планов. Он свободно и естественно строит перспективу, передает ощущение воздушной среды, умело подчиняет любовно и тонко проработанные детали единому целому.

Вид в окрестностях Брюсселя

Вид в окрестностях Брюсселя

«Обезьяны в кухне»

Такого рода картин художник написал много. Сама идея изобразить животных, занятых человеческими делами, разумеется, не нова (басни античной эпохи, литература средневековья, сказки). Тенирс не использует этот прием для создания сатирических, разоблачительных образов или утверждения неких моральных или нравственных идеалов. Он стремится, как обычно, создать приятную, развлекающую зрителя картину. Компания обезьян, группками и в одиночку разместившаяся на кухне, играет в карты, сплетничает, угощается вином и жарит жаркое на вертеле. Тенирс хороший анималист, и жизненная убедительность, с которой изображены обезьяны за несвойственными им занятиями, их деловитость еще более усиливают комизм сцены. Ее выразительность подчеркивает и неравномерность освещения. Тонко и виртуозно написан натюрморт на первом плане с хрупкими стеклянными бокалами, поблескивающими на свету.

О многогранном таланте Тенирса, художника, пользовавшегося заслуженной популярностью не только в Западной Европе, но и в России (его картины любил, в частности, Александр Сергеевич Пушкин), дают представление его многие работы, выставленные в зале.

Аксессуары
Среди мужчин определённого характера всегда имели популярность армейские аксессуары. Особенно востребованными всегда остаются ремни военные. Многие хранят свои ремни со срочной службы.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак