February 20, 2013
В Эрмитаже хранится лишь несколько картин работы выдающегося фламандского живописца Адриана Браувера. С начала 1630-х годов основными персонажами произведений Браувера, ранее часто изображавшего крестьян, становятся представители городских низов – мелкие ремесленники, слуги, бродяги. Художник передает эпизоды из их быта без какого-либо окарикатуривания, правдиво и конкретно.
Исполненная около 1632 года «Сцена в кабачке» – одна из подобных картин. Во многом она схожа с работами голландцев, особенно ученика Франса Халса Адриана Остаде. Однако, изображая различные бытовые сцены в интерьере, Браувер в большей мере, чем Остаде, концентрирует внимание прежде всего на фигурной группе, помещая ее на первом плане и выделяя красочным пятном на темном фоне интерьера. Он великолепно передает влажную, застоявшуюся атмосферу сырых и грязных полуподвалов – кабаков, завсегдатаи которых бражничают, курят, азартно играют в карты или дерутся. При этом Браувер никогда не морализирует, не навязывает зрителю своего отношения, но стремится с наибольшей остротой и достоверностью запечатлеть те стороны жизни городских низов, на которые не обращали внимания все остальные фламандские живописцы.
Во многих поздних работах мастера, таких, как «Крестьянин в кабачке», изображение человека доминирует в композиции. В его образе Браувер подчеркивает характерные черты и на них фиксирует основное внимание зрителя. Меткая наблюдательность и умение сочетать типические и вместе с тем индивидуальные признаки позволяют Брауверу добиваться жизненной убедительности и достоверности образа. Испитое, рыхлое и отечное лицо, бледное, с нездоровым румянцем, узкие щелочки заплывших глаз, поредевшие седые волосы, устало и тяжело склоненная большая голова, согнутая спина – таков выразительный образ опустившегося и обреченного человека. Но картина не воспринимается прямолинейно и однопланово. С кривой усмешкой наблюдает за стариком его партнер, фигура которого погружена в полумрак. И это вносит в трактовку темы оттенок иронии и горечи. Замечательны колористические достоинства произведения, построенного на выразительном сочетании блеклых голубовато-зеленых тонов с розоватыми и винно-розовыми, особенно нарядными на глубоком, почти черном фоне картины.
Самобытное искусство Браувера высоко ценили такие очень отличавшиеся от него по характеру дарования художники, как Рубенс и Рембрандт.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак