February 20, 2013
Так же, как в свое время Эль Греко, Хосе Рибера (1591–1652) был хорошо знаком с искусством итальянцев. Долгие годы он работал при дворе испанских наместников в Неаполе (в то время часть Италии принадлежала Испании), и в ряде его работ заметно воздействие живописных приемов Караваджо. В наиболее ранней из датированных картин художника «Св. Иероним» (1626) – ярко освещенная фигура святого, обернувшегося при звуках трубы, известивших о конце света и начале страшного суда, резко выделяется на темном фоне. Во тьме едва различима голова льва – непременного спутника Иеронима. Объемно и четко написаны на первом плане книги, свиток и череп – напоминание о бренности земного существования человека. В картине поражают жизненная убедительность образа, характерность типажа, отсутствие идеализации в изображении старческого тела, живой взгляд глаз.
«Святые Себастьян и Ирина» Риберы
Тот же прием контрастного использования света мы находим и в исполненной двумя годами позже картине «Святые Себастьян и Ирина» – лучшей из эрмитажных работ Риберы. Крепко вылепленная с помощью светотеневой моделировки фигура Себастьяна контрастно смотрится на темном фоне. Вслед за итальянскими мастерами, Рибера в этом образе раскрывает красоту обнаженного тела. Вместе с тем большое внимание он уделяет драматизму сцены исцеления и спасения Ириной пронзенного стрелами палачей Себастьяна. Выразительна не только композиция в целом, но и ее детали: перетянутая веревкой, посиневшая кисть руки, запрокинутая голова Себастьяна, движения женщин – Ирины, осторожно извлекающей стрелу, и служанки с флаконом снадобья в руках – они точно прислушиваются в надежде уловить биение сердца юноши.
«Святой Лаврентий» Сурбарана
Композиции с одинокой фигурой святого, распространенные в испанском искусстве XVII века, часто встречаются и у Франсиско де Сурбарана (1598–1664). «Св. Лаврентий» – одна из лучших и наиболее типичных работ мастера. Согласно церковной легенде, Лаврентий, бывший дьяконом в Риме во времена императора Диоклетиана, заживо сожжен на металлической решетке врагами христианства. В картине святой изображен со своим атрибутом – орудием пытки – решеткой в момент молитвы. Лицо его портретно. Работая для многочисленных монастырей Севильи, художник часто писал святых, придавая им конкретные черты современников. Широкоплечий и сильный человек с лицом простолюдина в картине Сурбарана полон величавой монументальности. Его фигура показана с низкой точки зрения, от чего она как бы вырастает и кажется массивнее. На светлом фоне неба четко вырисовывается силуэт Лаврентия. Он в осязаемо-конкретно написанном широком церковном облачении (стихарь), великолепно расшитом золотом и серебром. Другое, белое одеяние доходит до самой земли, усиливая впечатление скульптурности. За внешней сдержанностью в выражении эмоций Сурбаран передает цельность характера, человеческое достоинство и мужественность, которые высоко ценили в народе.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак