Живопись | «Классика»

February 20, 2013

Наиболее значительным центром развития итальянского искусства в XVIII веке была Венеция. Здесь работал выдающийся мастер декоративной живописи – Джованни Баттиста Тьеполо, а также крупнейшие мастера «ведуты» – документально точного городского пейзажа – Антонио Канале (1697–1768), Франческо Гварди (1712–1793), Микеле Мариески (1696–1743), Бернардо Беллотто (1720–1780), картины которых представлены на выставке в Эрмитаже.

Картины Тьеполо

Произведения Тьеполо, исполненные часто на огромных холстах и рассчитанные на украшение залов дворцов, отличают большая декоративность, четкая продуманность композиции и колорита, отсутствие каких-либо случайных элементов. Однако размах творческой фантазии художника, виртуозность рисунка, живописная свобода, умение передать светоносность среды и воздействие света на цвет не раз вызывали со стороны консервативных кругов упреки в том, что он пишет по воображению, не штудируя древних мастеров.

В зале 238 Эрмитажа выставлено шесть картин Тьеполо, пять из которых (вертикального формата) входили в серию из десяти произведений, созданных для венецианского дворца Дольфино (из остальных пяти картин две находятся в Вене и три – в Нью-Йорке).

«Муций Сцевола в лагере Порсенны» Тьеполо

Тьеполо обращается к сюжетам римской истории, воспевающим героизм и верность гражданскому долгу. Так, картина «Муций Сцевола в лагере Порсенны» повествует о том, как молодой римлянин, безуспешно покушавшийся на жизнь царя этрусков Порсенны и плененный ими, в ответ на угрозы врагов положил руку в огонь, чтобы показать неприятелю неустрашимость своего народа и готовность к борьбе. Тьеполо прекрасно учитывал особые законы декоративной живописи (расчет на украшение больших стен, забота об общем нарядном впечатлении, восприятие произведения с расстояния). Немного удлиненные пропорции фигур в его картинах становятся убедительными, когда смотришь на них снизу: они рассчитаны на определенную проекцию. Отсутствие мелкой детализации не дробит впечатления и дает нам возможность подальше отойти от холста, а значит, полнее ощутить его масштабы, охватить взором сразу всю картину. Помпезный, приподнятый характер произведения подчеркнут широкой живописной манерой Тьеполо, а также красочным богатством, звучностью его палитры.

Муций Сцевола в лагере Порсенны

Муций Сцевола в лагере Порсенны

«Прием французского посла в Венеции» Антонио Канале

Ряд венецианских живописцев в XVIII веке специализируются на создании городских пейзажей. Расцвету жанра способствовала пробудившаяся в высших слоях общества любовь к путешествиям. Аристократы из многих стран, покидая Венецию, охотно заказывали и покупали виды понравившихся им зданий и каналов города. В картине «Прием французского посла в Венеции» Антонио Канале (Каналетто; 1697–1768) запечатлел не только торжественную церемонию, но прежде всего прекрасный архитектурный ансамбль: Дворец дожей, библиотеку св. Марка, церковь Санта Мария делла Салуте. Умение передать воздушную среду, влажность атмосферы приморского города, переменчивый свет делает особенно поэтичными и жизненно убедительными работы мастера.

Прием французского посла в Венеции

Прием французского посла в Венеции

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак