February 20, 2013
Наиболее значительным центром развития итальянского искусства в XVIII веке была Венеция. Здесь работал выдающийся мастер декоративной живописи – Джованни Баттиста Тьеполо, а также крупнейшие мастера «ведуты» – документально точного городского пейзажа – Антонио Канале (1697–1768), Франческо Гварди (1712–1793), Микеле Мариески (1696–1743), Бернардо Беллотто (1720–1780), картины которых представлены на выставке в Эрмитаже.
Картины Тьеполо
Произведения Тьеполо, исполненные часто на огромных холстах и рассчитанные на украшение залов дворцов, отличают большая декоративность, четкая продуманность композиции и колорита, отсутствие каких-либо случайных элементов. Однако размах творческой фантазии художника, виртуозность рисунка, живописная свобода, умение передать светоносность среды и воздействие света на цвет не раз вызывали со стороны консервативных кругов упреки в том, что он пишет по воображению, не штудируя древних мастеров.
В зале 238 Эрмитажа выставлено шесть картин Тьеполо, пять из которых (вертикального формата) входили в серию из десяти произведений, созданных для венецианского дворца Дольфино (из остальных пяти картин две находятся в Вене и три – в Нью-Йорке).
«Муций Сцевола в лагере Порсенны» Тьеполо
Тьеполо обращается к сюжетам римской истории, воспевающим героизм и верность гражданскому долгу. Так, картина «Муций Сцевола в лагере Порсенны» повествует о том, как молодой римлянин, безуспешно покушавшийся на жизнь царя этрусков Порсенны и плененный ими, в ответ на угрозы врагов положил руку в огонь, чтобы показать неприятелю неустрашимость своего народа и готовность к борьбе. Тьеполо прекрасно учитывал особые законы декоративной живописи (расчет на украшение больших стен, забота об общем нарядном впечатлении, восприятие произведения с расстояния). Немного удлиненные пропорции фигур в его картинах становятся убедительными, когда смотришь на них снизу: они рассчитаны на определенную проекцию. Отсутствие мелкой детализации не дробит впечатления и дает нам возможность подальше отойти от холста, а значит, полнее ощутить его масштабы, охватить взором сразу всю картину. Помпезный, приподнятый характер произведения подчеркнут широкой живописной манерой Тьеполо, а также красочным богатством, звучностью его палитры.
«Прием французского посла в Венеции» Антонио Канале
Ряд венецианских живописцев в XVIII веке специализируются на создании городских пейзажей. Расцвету жанра способствовала пробудившаяся в высших слоях общества любовь к путешествиям. Аристократы из многих стран, покидая Венецию, охотно заказывали и покупали виды понравившихся им зданий и каналов города. В картине «Прием французского посла в Венеции» Антонио Канале (Каналетто; 1697–1768) запечатлел не только торжественную церемонию, но прежде всего прекрасный архитектурный ансамбль: Дворец дожей, библиотеку св. Марка, церковь Санта Мария делла Салуте. Умение передать воздушную среду, влажность атмосферы приморского города, переменчивый свет делает особенно поэтичными и жизненно убедительными работы мастера.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак