March 15, 2016
Городок Шершель, что мирно раскинулся на берегу моря примерно в ста километрах восточнее Алжира, ничем особенно не знаменит. Человек, попавший сюда впервые, вряд ли подумает, что некогда тут был большой и оживленный город, что сюда в царский дворец прибывали на военных кораблях из самого Рима важные правительственные чиновники могущественной империи, что здесь находилось прославленное собрание знаменитых статуй и картин.
Назывался в древности этот город Цезареей. Ныне о его былой славе напоминают лишь руины древнего акведука, остатки фундаментов древних зданий, мраморные плиты в стенах нынешних домов да музей.
Дыханием далекого прошлого веет в этом музее. Здесь можно увидеть обломок мозаичной фрески, повествующей о том, как премудрый Одиссей и его спутники спаслись от коварных сирен, и копию статуи Скопаса «Смеющийся Эскулап»; здесь прекрасный мраморный Аполлон соседствует с торсами Меркурия, Марса и Бахуса, а рядом — огромный Геракл с дубинкой в руках: герой победоносно закончил битву с драконом; здесь сохранился беломраморный бюст суровой и грустной женщины с грубоватыми чертами лица, с тщательно уложенными короткими, забранными под повязку локонами — некогда царицы Мавритании, Клеопатры Селены.
И здесь же находится еще одна большая женская мраморная голова. Мимо этой скульптуры не пройдешь равнодушно. Несомненно, крупный мастер изваял впечатляющий портрет: гордое узковатое лицо, волевой подбородок, нос с горбинкой, волосы, покрытые спускающейся на шею вуалью и аккуратно убранные на египетский лад, тонкий разлет красивых бровей, миндалевидный разрез больших и некогда, наверное, прекрасных глаз. Женщине, изображенной на портрете, лет сорок.
Знаменитый греческий историк Плутарх, чьи «Сравнительные жизнеописания» греческих и римских государственных и общественных деятелей с интересом читаются и сейчас, писал о Клеопатре, что она была честолюбива, умна, образованна, расчетлива, высокомерна и жестока. Царица не отличалась особой красотой, но умела быть утонченно-кокетливой, обладала голосом, похожим на чудесный музыкальный инструмент.
Жажда власти была характернейшей ее чертой. Стремясь сохранить за собой трон, она не останавливалась ни перед чем: она отравила своего пятнадцатилетнего брата, осуществила с помощью Антония убийство своей сестры Антинои. Поверив словам Октавиана, что он оставит ей власть над Египтом, если она предаст Антония, Клеопатра пошла на этот коварный шаг.
Но Октавиан не захотел оставить Египет во владении Клеопатры. Когда ей это стало ясно, она покончила с собой. Богатства Египта потекли в римскую казну. Цезарион (сын Клеопатры и Цезаря) был умерщвлен: Октавиан видел в нем соперника. Дочь Антония и Клеопатры увезли в Рим. Здесь она получила отличное воспитание. Детские и девичьи ее годы прошли под наблюдением сестры Октавиана, Октавии.
Одновременно с Клеопатрой Селеной, так звали девочку, Октавия воспитывала и одного юношу. Его отец, Юба I, правитель, Нумидии, в свое время сражался в Африке на стороне Помпея против Цезаря. Потерпев поражение, Юба предпочел смерть позору. Пятилетнего его сына доставили в Рим. Здесь в числе других мальчик участвовал в кортеже побежденных: Цезарь, как и полагалось победоносному римскому полководцу, праздновал свой триумф.
В 25 году до нашей эры Август-Октавиан сделал Юбу II царем подвластной Риму Мавритании. В ее состав входили нынешние Марокко и Алжир. Столицей царства стал древний финикийский город Иоль, который получил название Цезареи.
Пять лет спустя царь женился. Его женой стала сверстница детских лет Клеопатра Селена. Юба II верно служил римлянам и правил долго, почти полвека. Цезарея стала при нем большим и значительным городом. С каждым годом прибавлялись в Цезарее новые дворцы и виллы, с залами, расписанными художниками и украшенными множеством скульптур, с обширными дворами, окруженными галереями.
Но самый большой и роскошный дворец принадлежал, конечно, Юбе II. В нем были тенистые сады, фонтаны, крытые переходы, веранды, бассейны с красивыми рыбками; низкая резная мебель. Восточная нега соседствовала здесь с римским комфортом.
Гордостью царя была библиотека и собрание статуй. Человек, понимавший толк в искусстве, сам пробовавший, и не без успеха, свое перо в драме, в баснях, в историческом повествовании (его исторические сочинения высоко ценил Плутарх) и в географических описаниях, Юба был страстным коллекционером.
Со всех уголков Средиземноморья, из Рима, из Греции везли к нему древние манускрипты, драгоценные амфоры, беломраморные статуи, чеканные серебряные вазы, статуэтки, сосуды.
Юба сам отбирал для своего собрания наиболее редкие экземпляры. Особенно нравилась ему полная жизни, стройная, изящная статуя Венеры, красивей которой не было, пожалуй, и в Риме. Она стояла в нише на почетном месте, и к ней чаще всего подводил почетных гостей царь.
В коллекции можно было увидеть бронзовый бюст Юбы II — царь изображен молодым, кудрявым, с лицом волевым, но юношески округлым, с большими глазами и чуть изогнутыми, капризными, толстыми губами; и бюст его жены — беломраморный, с чуть грубоватыми чертами, прямым носом и волосами, затянутыми повязкой. И изваянный рукой мастера, красивый беломраморный бюст женщины лет сорока.
В Шершель член Французской академии, известный искусствовед Шарбонно попал не случайно: он давно был наслышан о сокровищах здешнего музея. Многое было ему интересно. Но один скульптурный портрет буквально не давал покоя: мраморный бюст женщины с узковатым и жестким лицом и выражением высокомерия и гордыни. В каталоге значилось: «Бюст неизвестной».
Об этом портрете французский искусствовед Стефан Гзелль, видевший его в числе первых, написал: «Один из самых впечатляющих римских портретов… По всей вероятности — изображение Агриппины, матери римского императора Нерона».
Но действительно ли это бюст Агриппины? И зачем ему оказаться в Цезарее? Конечно, последнее категорически не исключишь. И все же: прическа вроде бы не римского образца, а, скорее, египетского. В манере исполнения, во всем облике чувствуется что-то не совсем привычное для римского портрета. А самое главное, портрет мучительно напоминал ученому что-то уже виденное, что-то смутно знакомое.
То, что это значительная работа,— не подлежало сомнению: выразительность, четко выраженная индивидуальность облика. …Где же все-таки мог он видеть это лицо?
И вдруг Шарбонно вспоминает: ну да, конечно же, Лувр. Отделение, посвященное истории Древнего Египта. Маленькая монетка, увидевшая свет в 36 году до нашей эры по случаю свадьбы Антония и Клеопатры… Тетра-драхма (четверть драхмы), получившая известность благодаря тому, что на ней — подобных монет сохранилось совсем немного — достоверное изображение властительницы Египта. Значит, это портрет Клеопатры?
…Вновь и вновь листает Шарбонно толстые тома исторических монографий, самым внимательным образом знакомится со свидетельствами древних авторов, рассматривает немногие сохранившиеся изображения Клеопатры на монетах, обращается к энциклопедиям, справочникам, музейным каталогам.
Азарт поиска захватывает его. Он — человек творческого склада и достаточно смел и самостоятелен в суждениях. И чем больше продумывает Шарбонно не только искусствоведческую, но и историческую основу своей гипотезы, тем все более логичной и возможной она ему представляется.
Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают специалисты тождественность двух изображений царицы оригиналу, двух бюстов, из коих один хранится в Британском музее, другой в Ватиканском.
«Профиль явно тот же, — напишет Шарбонно. — Тот же крупный с горбинкой нос, те же чуть разомкнутые уста. И потом: вуаль, покрывающая полголовы и складками спускающаяся на шею. Именно такие вуали, судя по сохранившимся изображениям, носили все царицы династии Птолемеев!»
Да и что, собственно, удивительного было бы в том, что Клеопатра Селена хранила у себя портрет матери? Более того: специально заказала его? Возможен и другой вариант: портрет был исполнен прижизненно.
…Есть в нем едва уловимое сходство с портретом самой Селены: прическа, скулы, разрез глаз. Она не очень молода здесь, египетская царица. Резкая игра пятен света и тени на поверхности мрамора, гордый поворот чуть приподнятой головы, экспрессия облика. И она действительно напоминает, в особенности в профиль, свои изображения на монетах.
Вверхнее фото: Клеопатра Селена. Мраморный бюст из Цезареи.
Телеграм-канал «Классика»
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно
Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают
Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом
Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме
Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.
Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея
Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так
Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что
Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных
Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.
На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы
Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их
В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро
Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний
Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,
Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют
Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,
Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер
Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую