May 15, 2013
Cтепан Дмитриевич Эрьзя — талантливейший пластик прошлого столетия. Сотни работ были созданы скульптором за долгую, 83-летнюю, жизнь. Он имел громкое имя за рубежом, где прожил почти четверть века. Мастер свободно справлялся с любым материалом, будь то гипс, мрамор, цемент, железобетон, чугун или различные породы дерева. Его работы восхитительны, правдивы и очень жизненны. Степан Дмитриевич был виртуозом ваятельного искусства.
Эрьзя создал целую галерею женских портретов: трогательная, душевно открытая и беззащитная в своей доверчивости индуска; гордая, уверенная во власти своей красоты чилийка; спокойная, женственно-мягкая казашка. Художник стремился показать национальные типы, выявить во внешнем облике национальный характер.
Другой цикл работ был посвящен изображениям переживаний человека, его душевных, психологических состояний. Распущенные длинные волосы, раскрытый в вопле рот, сведенное конвульсиями лицо — «Ужас». Твердые губы, волевой подбородок, решительный очерк глаз и бровей — такой не согнется, не отступит перед препятствиями — «Мужество». Склоненная на руки голова, взгляд, как бы погруженный в себя, — «Думы».
Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных, цельных, устремленных. Тех, что не просто погружены в эмоции, но подчиняют их своей воле и этим участвуют в созидании и развитии жизни.
«Портрет матери». В запавших глазах тяжелая, многолетняя усталость, а в неожиданном, очень точно схваченном повороте головы душевная сила и удаль тех крестьянок, что «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут». Такой и запомнил ее Степан Дмитриевич, только не в пожаре, а в наводнении. Была весна, и все мужики ушли бурлачить, и вдруг обычная тихая Бездна сломала лед и ринулась из берегов. Мать спасала детей, своих и чужих, заботилась о стариках, своих и чужих, невзирая на опасность, выводила из коровников скот, помогала ему, обезумевшему от испуга, бороться с ледяной водой.
«Бетховен» — невероятным усилием воли преодолевает он проклятие своей болезни. Для него немы струны и безмолвны клавиши, но он слушает музыку, звучащую в его сердце. Пройдет немного времени, и начерченные им нотные знаки вспыхнут в оркестре, и их гром ошеломит Европу. Тогда кто из слышавших его поверит, что творец этой музыки жил за непроницаемой, отделяющей его от всего мира стеной глухоты?
«Моисей». Огромная, выточенная из альгарробо голова пророка, по преданию, выведшего свой народ из иноземного рабства. Он увел его в пустыню и сорок лет водил там; его проклинали, побивали камнями, обвиняли в предательстве. Но он знал, что делал: поколение рабов, сказано в легенде, не может управлять государством, и он ждал, когда вырастут молодые, свободные духом и волей, не ищущие направляющей руки, готовые сами встать у кормила правления. Старый, измученный, способный лишь умереть, достиг он земли обетованной, но дело свое исполнил.
И наконец — портрет Льва Толстого. Великий русский писатель, протестант, правдоискатель, у Эрьзи он чем-то похож на «Моисея». Чем именно? Богатырской статью непокорности и противоборства, сжигающей его страстью, исступленной любовью к будущему своего народа.
Вихрем взметенные волосы, летящая словно по ветру борода, косматые брови, сердито нависшие над глазами какими-то седыми кустами. Кажется, будто он борется с бурей. И действительно, кто, как не он, воплотил в себе бурю чувств, волновавших тогда Россию? Кто, как не он, был «зеркалом русской революции»?
Сложно и противоречиво выражение его лица — в нем бушуют чувство и мысль. Недаром второе название портрета — «Мыслитель». Только не сосредоточенно-задумчивый, как у Родена, а неистовый, силой своего гения всколыхнувший российскую действительность.
В молодости Эрьзя был у Толстого, говорил с ним. Много лет думал о создании его портрета, даже пытался использовать чуждые ему обычно иконографические материалы, фотографии. Не получалось. И вот в 1930 году, через двадцать лет после смерти Толстого, вдруг получилось!
Возможно, помогло дерево — причудливый нарост альгарробо, испещренный фантастическими переплетениями древесных нитей-морщин. В нем, как это бывало в детстве, проглянуло удивительно знакомое, близкое, выученное наизусть лицо. Ожило. Стало не просто знакомым, но единственно возможным; не знакомым — своим. И, как бы выражая благодарность дереву, скульптор включил его наросты в композицию произведения, слил его с подсказанным чувством и воображением образом. Это сочетание во многом определило и «живописность» портрета: распределение света и тени на лице Толстого, неясную и все же ощутимую игру световых бликов.
Живой человек и одновременно легенда. Конкретное лицо и символ. Символ неуспокоенности мятежного человеческого духа, протеста против неизменного рабского окружения.
Можно долго смотреть на этот портрет, и каждую минуту в нем являются новые и новые оттенки. Сколько дум таил в себе этот титан, сколько вопросов он задал миру и совести человеческой. Где же ответ на них?
На верхнем фото: “Думы”.
Телеграм-канал «Классика»
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно
Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают
Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом
Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме
Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.
Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея
Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так
Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что
Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных
Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.
На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы
Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их
В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро
Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний
Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,
Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют
Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,
Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер
Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую