Скульптура

Март 14, 2016

Слева барельеф Филиппо Брунеллески; справа — Лоренцо Гиберти. Сюжет один, а характеры разные!

В 1402 году гильдия купцов, обязанность которых состояла в сохранении и украшении Флорентинского баптистерия, решила соорудить новые врата по образцу знаменитых врат Андреа Пизано и для выбора художника, которому можно бы было поручить столь значительную и славную работу, был назначен конкурс. Этим состязанием, состоявшимся в 1402 году, как бы открывается новое столетие, а с ним и новая эра в искусстве. На это славное состязание явилось шесть художников: Никколо ди Пьеро из Ареццо, Джакопо делла Кверция из Сиены, его ученик Франческо ди Валдамбрина, Симоне дель Чолле из Валдельса, Лоренцо ди Чоне Гиберти и Филиппо Брунеллески.

Ещё один кандидат — Донателло не был допущен к конкурсу, т.к. ему в это время было всего 16 лет, и он не мог быть участником состязания.

Задача конкурса была следующая: изобразить, в величине и в форме барельефов дверей Андреа Пизано, в бронзе приношение Авраамом Исаака в жертву. По словам Вазари, этот сюжет был избран потому, что давал художникам возможность выказать свое искусство в изображении нагого и прикрытого драпировкой тела, животных и пейзажа, и притом в различных степенях рельефа: полного, среднего и совершенно плоского. 36 судей, экспертов и знатоков, были призваны оценить представленные работы. Барельефы первых четырех художников были единогласно отвергнуты. Судьи остановились перед решением, кому отдать преимущество из двух оставшихся художников: Гиберти или Брунеллески? Находя одинаково достойными оба барельефа, решили поручить исполнение дверей обоим художникам вместе; но Брунеллески отказался, от гордого ли нежелания иметь постороннего участника в своей работе, или из уступчивости, или наконец, вследствие сознаиния, что работа соперника выше.

Флорентийский баптистерий

Флорентийский баптистерий

Оба эти барельефа сохранились и находятся в Национальном Музее Барджелло во Флоренции. И сегодня, глядя на них, у всякого возникнет недоумение и сомнение, кому отдать преимущество!

Явившийся соперником Брунеллески Лоренцо Гиберти был тоже флорентийцем; он был сыном золотых дел мастера Чоне. Родился он в 1378 году и был годом моложе Брунеллески. Первоначальное воспитание он получил в мастерской своего отца, но потом перешел к Бартоло (или Бартолуччио ди Микеле), у которого занимался более рисованием и готовился посвятить себя занятиям живописью. Некоторые предполагают, что собственно живописи он учился у Старнина. Чума 1400 года и народные смуты заставили Гиберти, как и многих других художников, покинуть Флоренцию, и он попал в Римини, ко двору Карло Малатеста, где разрисовал фресками целую залу. Работа эта так понравилась Малатесте, что он удерживал при себе художника щедрыми обещаниями. Гиберти готов был остаться, как вдруг полученное им письмо от Бартоло заставило его покинуть приютивший его двор, где, вероятно, он окончательно посвятил бы себя живописи. Бартоло звал Гиберти во Флоренцию принять участие в конкурсе!

Брунеллески, гений которого стремился к разрешению более обширных задач, взялся за работу барельефа с гордой самоуверенностью и исполнил ее быстро, не спрашивая ни у кого ни совета, ни указания. Гиберти приступил к работе осторожно и с большими приготовлениями, показывал свои эскизы знатокам, советовался с ними, беспрестанно исправляя и улучшая эскизы.

Определенные, предписанные условия достаточно объясняют тождественность содержания барельефов; в обоих, вместе с главными лицами: Авраамом, Исааком и Ангелом, изображены два служителя, необходимый жертвенный баран и осел; на обоих рельефах скалистый пейзаж и возвышенный жертвенник. В обоих рельефах тщательно исполнены обнаженные части тела; драпировка — в переходном стиле, у Гиберти ближе к стилю Андреа Пизано, у Брунеллески более реальная. Несмотря на эту внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей.

У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом на испуганного Исаака, Ангел едва успевает удержать его руку. У Гиберти Авраам с некоторой торжественностью приступает к совершению веления Божьего; Исаак добровольно подставляет под нож свое горло; голос парящего Ангела поражает слух Патриарха, рука которого невольно замирает. У Брунеллески жертвенный баран, как бы соскучившись, чешет копытом за ухом; у Гиберти он, смиренно ждет своей участи. Осел Брунеллески, не теряя времени, щиплет траву, а спутники,— один вынимает занозу из ноги, другой моет ноги у источника; у Гиберти ни прислужники, ни осел своими личными делами не нарушают торжественности совершающегося действия и составляют живописно-задуманную поэтическую группу. Изображение Брунеллески полно жизни, у Гиберти оно серьезнее и идеальнее. Брунеллески как бы шутя исполняет свою задачу, Гиберти весь проникнут благоговейной любовью к ней и уважением. Брунеллески является в замысле чистым реалистом; работа Гиберти дышит еще идеализмом тречентистов. Но, несмотря на то, что рельеф Брунеллески уступает Гиберти в гармонии целого, он преисполнен зачатками нового искусства и ясно выказывает стремление передать содержание элементами действительной жизни, а не символической и условной, что было одним из главных направлений искусства Возрождения, и полным выразителем которого дано было стать Донателло.

Контракт на изготовление бронзовых дверей баптистерия был заключен с Гиберти 23 ноября 1403 года. Брунеллески, потерпев неудачу, бросает скульптуру и возвращается к своим механическим и конструктивным занятиям.

На верхней иллюстрации: Слева барельеф Филиппо Брунеллески; справа — Лоренцо Гиберти. Сюжет один, а характеры разные!

Мебель для баров и ресторанов
Для устройства интерьера бара хорошим вариантом будет заказ барных стульев в интернет магазине stulya.by. Бары имеют своих завсегдатаев. Даже в ресторанах некоторые посетители предпочитают сидеть не за столиком, а у барной стойки.


Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

Северные врата

В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно

Бюст из Шершеля

Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают

Исаак и Авраам: две интерпретации

Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом

Скульптурные портреты Растрелли

Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме

Статуэтки – изысканное украшение интерьера.

Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.

Лаокоон

Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея

Мать Пирчюписа

Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так

Андреевский Гоголь

Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что

Пластика Эрьзи

Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных

Секретный памятник Опекушина

Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.

Работы Триппеля

На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы

Нидерландская скульптура

Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их

Скульптура Бернини

В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро

Римские портреты

Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний

Христос и Мефистофель

Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,

Скульптура Родена

Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют

Иван IV и Петр I

Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,

Анимализм Лансере

Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер

Бык–победитель

Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую

Лирика Беклемишева

Скульптура изображает молодую девушку, с выражением томной мечтательности сидящую на садовой скамье. Дело, очевидно, происходит ночью, так как девушка одета в длинную ночную рубашку, на