Архитектура

Июнь 27, 2012

Изба издревле была универсальным жилищно-производственным помещением, оборудованным по-разному при смене времен года в соответствии с проводимыми в нем работами. Ее интерьер украшали вышитые полотенца, покрывала, «понювы» и «опоны». Место их было традиционным: над окнами и дверями развешивались полотенца, лавки застилались полавочниками, столы – скатертями. Кровать, или «одр» (отсюда древнее название спальной избы – «одрина»), в богатых хоромах застилалась ковром или поневами, свисающими до полу, декоративными тканями с вышитыми подзорами. В «Слове о богатом и убогом Лазаре» – списке XII века – у богатого отмечается «одр слонов с претыканами понявами свильными мягьками», то есть кровать была инкрустирована слоновой костью. Завесы закрывали интимные части жилищ: кровати, полати, запечное пространство.

Параллельно стене под потолком враспор врубались брусья или жерди, к которым крепились или через которые перекидывались декоративные ткани. «Чьртог ея златыми понявами оувешен», «всякоя понявы и препоны съпретающися»,– отмечают древние авторы. «Паволока, расшитая разноцветными шелками, красоту свою показывает»,– с восхищением говорил Даниил Заточник, автор XIII века. Ткани как домашней выделки, так и покупные украшали интерьер жилищ. Изготовление декоративных тканей в XIII веке было особым ремеслом, которым занимались опочники.

Декоративные мотивы отражали в зрительных образах языческую мифологию, ограждая человека в жилище от «порчи» и «нечистой силы». Дом, как декоративно-образная система, превращался в целостный языческий пантеон. Насыщенный образами солнца, священных оленей, быков, коней, птиц, воды, великой богини плодородия Берегини, древа жизни, символами и мотивами прошедших эпох, перешедшими в геометрические мотивы. С принятием христианства в доме появились новые защитники – святые. В религиозном сознании древнерусского человека все эти образы жили своей внутренней жизнью, помогая или мешая ему в практической деятельности и потому достойные внимания и образного воспроизведения. Дом и человек со всем природным и социальным окружением представляли целостную систему, художественно осмысленную.

В застройке города избы дополнялись более выразительными сооружениями, развитыми в высоту. С X по XIII век известны вежи и столпы. С X по XVII – в составе хором возводились терема и повалуши, давшие примеры выразительной архитектуры. Вежа – архаический предок нескольких типов сооружений феодального общества. В славянских языках она означает прежде всего башню. Б.А. Рыбаков отметил генетическое родство вежи с дозорной башней – от слова «вежды», «вежи», означающего «глаза». Возникнув в качестве оборонительного сооружения в крепости родовой общины, со сложением раннефеодальных отношений, вежа как уже сложившийся и развитый тип крепостной башни органично вошла в состав княжеских и боярских хором. Вежа – «храмина» на женской половине боярских хором начала XII века упомянута в «Сказании о Борисе и Глебе». Дворы с вежами являются определенным этапом развития древнерусского деревянного зодчества.

Терем в архитектурном и филологическом отношениях родствен башнеобразным постройкам соседних и более дальних народов, что указывает на него как на общеевропейское явление более древнего происхождения, чем X век – время легендарного Ольгиного терема, на военную организацию феодального жилья, связанную с военным зодчеством предыдущего периода, высшей стадии варварства и дружинной демократии. Терем более позднее название вежи, идущее из окружения киевских князей.

«Благовещение». Фрагмент иконы. XV в.

«Благовещение». Фрагмент иконы. XV в.

В XII веке для обозначения подобных сооружений был широко распространен русский термин «столп», уточнявший его архитектурное и военное значение и бывший с ним взаимозаменяемым. На оборонительную первооснову терема указывает расположение помещений по вертикали с включением лестницы, ведущей в верхнее помещение, собственно терем, где хранили книги и ценности, по аналогии с донжоном. Появление башен на дворах в начальной стадии существования Новгорода связано с условиями возникновения города на одном из ключевых пунктов пути «из варяг в греки». В X–XI веках они защищали горожан от транзитных гостей и использовались во время внутригородских распрей. Древняя дорога, проходившая по берегу Волхова, застраивалась гнездами, отдельными звеньями или поселками. Каждое такое звено составляла пришедшая в Новгород община. Заселение шло большими патриархальными семьями, создающими свои укрепленные дворы с вежами и теремами.

В домонгольский период сложился новый тип жилого покоя – повалуша. Самое раннее упоминание о ней содержится в «Слове о богатом и убогом Лазаре», рукописи XII века: «Убогые хлеба не имать, чим чрево насытити, ты же облачившися и ходиши в паволоце и в кунах, а убогыи руба не имать на телеси, ты же жи в дому повалуше испьсав, а убогыи не имать, къде главы подъклонити». Князь Курбский, характеризуя признаки повалуши, отметил главный: «Слыша от самовидца, егда царь ездил и жег веси и дворы онаго Иоана Петровича со живущими в них, тогда обрел храмину зело высокую, по их же обыкновенному слову нарицают повалыша в самых верхних каморах». Во многих документах XVI–XVII веков упоминается о повалушах «о двух, трех и даже четырех житьях», то есть о сооружениях в виде столпов. Повалуши в объемном решении всегда узнаются, так как они расположены всегда рядом с сенями, крыльцами и стоят в торце.

Культовые сооружения – важная составная часть городского и сельского строительства. Храмы во многом определяли индивидуальность ансамбля древнерусского поселения. Известно о существовании языческих храмов, но облик их утрачен. С принятием христианства развернулось строительство соборов и церквей. Сохранилось несколько каменных храмов, однако подавляющее большинство их издревле было построено из дерева.

Некоторое представление о них можно получить из книжных миниатюр и икон. Древнейшее изображение деревянной церкви нарисовано на полях псковского «Устава» XII века. Она напоминает своими формами скорее боевую дозорную башню крепости, чем церковь. Подобные церкви, срубленные «огородниками» – мастерами по строительству крепостей,– вполне могли соседствовать со знаменитой дубовой Софией о 13 верхах в Новгороде конца X века. Образ деревянного храма, несомненно, оригинален для первых двух веков христианства, так как для исполнения в дереве еще, по-видимому, не было признанных аналогов и эталонов. Рисунок позволяет предположить, что храм имел восьмиугольный план, так как показаны четыре грани нижнего шатра, над которым возвышалась вышка с крестом и арочным окном.

Евангелисты. Миниатура.  XIII в.

Евангелисты. Миниатура. XIII в.

Указание в «Сказании о Борисе и Глебе» о применении цвета в деревянной архитектуре дополняется цветными раскрашенными изображениями хором, палат и храмов на фресках, иконах и книжных миниатюрах. Раскраска церквей продолжалась и позднее. Следы покраски бытовых вещей и архитектурных фрагментов изредка встречаются при археологических исследованиях деревянных домов.

Постоянными и исторически устойчивыми элементами древних сооружений, как и сейчас, являются несущие и ограждающие конструкции. Многовековой строительный опыт воспроизводства жилищ и других сооружений в традиционных местных материалах привел к сложению принципиальных конструктивных систем, которые интернациональны. Еще в неолите у европейских земледельческих народов получил распространение стоечно-балочный каркас. Стены выполнялись из плетня, пришитого к каркасу и обмазанного изнутри и снаружи глиной. Тогда же возник в лесных районах сруб. Впоследствии каркас с плетнем, обмазанным глиной, дал украинскую мазанку, сруб стал конструктивной основой русского дома, украинской и белорусской рубленой хаты, позднее – крепостных стен, башен, а с принятием христианства – церквей и часовен.

Стоечно-балочные конструкции, плетневые и глиноплетневые стены на столбовом каркасе (и без него) вместе со срубом прошли длительный путь непрерывного воспроизведения в сооружениях как в чистом виде, так и в сочетании друг с другом. В лесистых зонах преобладал сруб, в безлесных – плетневые и глиноплетневые стены, в промежуточных зонах преобладание той или иной конструкции стены определялось назначением постройки, местными и привозными строительными материалами, создавая на обширных пространствах своеобразные этнографические регионы.

Вне зависимости от технического решения стены в верхней части строения при переходе к крыше появляются в постройках самого различного назначения в пределах этнографического региона общие элементы: обвязочные балки по плетневым стенам, торцы балок перекрытия и стропил, при соломенной кровле – различные виды подрезки, привязанных к слегам (латам) снопов, декорирование переломов кровли, при тесовой крыше – кокоры, выпуски слег на «челе» дома, конек, причелины и т.п. Они придают органическое единство архитектурному ансамблю, даже если он сложился стихийно. Конструктивная необходимость художественно осмысливается путем придания элементам пластической выразительности обозреваемой детали. Это наиболее ценная, цельная и профессионально разработанная многими поколениями мастеров часть народного зодчества – архитектурная тектоника. Она сложилась как глубокая, идущая издревле традиция выявления конструктивной логики при строительстве сооружения.

Характеризуя древнерусское зодчество, надо отметить, что в X–XII веках сложились определенные планировочные и композиционные приемы создания архитектурных ансамблей городов, сел и монастырей, которые, совершенствуясь, прошли через всю историю народного зодчества. Практикой были выработаны элементы застройки различных поселений: крепостные стены и башни, церкви и соборы, дворы с разнообразными хоромными строениями, малые архитектурные формы – различные типы оград, ворот, отмосток, колодцев, коновязей и т.п.

Сундук-теремок с росписью, изображающей Александра Македонского на коне.  XVII в.

Сундук-теремок с росписью, изображающей Александра Македонского на коне. XVII в.

Непрерывно развивалась декоративная обработка архитектурных деталей и форм. Сохранялись и воспроизводились традиционные декоративные орнаментальные мотивы в резьбе и росписи, существовало индивидуальное импровизационное мастерство в их прорисовке и создавались новые мотивы и сюжеты, общие для фресковой живописи, иконописи, книжной графики, ювелирного искусства, образов и деталей «большой архитектуры». Одни мотивы, наиболее совершенные, создаваемые отдельными мастерами, были уникальны и неповторимы, другие подхватывались, повсеместно повторялись, непрерывно воспроизводились и становились любимыми традиционными мотивами народного искусства, трансформируясь в каждый исторический момент в соответствии с господствующими эстетическими нормами.

Отличительная черта древнерусского зодчества – связь формообразования в каменных и деревянных сооружениях, единство объемного и пространственного решений, поиски единства архитектурных форм и мотивов. С развитием каменного храмового зодчества древние мастера перенесли мотив арки в деревянное строительство, развив здесь свои тектонически осмысленные конструкции. Арка повторялась на многих сооружениях: на закомарах соборов, в галереях деревянных церквей, домов и хозяйственных постройках, в оконных и дверных проемах, в декорировании наборными элементами нижних частей мебели, столов, стульев, табуреток. Этот мотив повторялся в обрамлениях иконок и в ювелирных изделиях, в окладах книг и т.д. Плотники и столяры любили обрабатывать верх проема по дуге, добиваясь пластичности форм. Все деревянные арки и аркады делались с учетом прочности дерева. В маленьких проемах делались циркульные арки, в больших – делали пологую арку с круглыми подтесками в углах или же создавали арку со сдвигом с опор, любили килевидные арки, трех- и пятидуговые проемы с циркульной или килевидной аркой в середине.

Все многообразие деревянного зодчества и вещественного мира объединяли одни и те же приемы обработки материала, сопряжение деталей «в замок» с помощью врубок, клиньев и шипов, обеспечивая прочность и жесткость соединений при сохранении сборности и разборности любых даже очень сложных объектов. Внешне читаемая логика конструирования и технологической последовательности сопряжения элементов в узлах была понятна современнику не только как возможность производить ремонт и замену износившихся частей, но и выражала эстетическое отношение к создаваемому предметному миру. Сама неразрывность труда древодела способствовала созданию ансамблевого единства. Он же рубил клеть, прорубал оконные и дверные проемы, «наряжал избу», то есть после плотницких производил столярные работы (врубка лавок, полок и полатей, дверных и оконных колод, навешивание дверей), создавал потом бытовые вещи, использовал дерево, одни и те же инструменты и приемы обработки. Мастера в своей работе применяли отмеченные художественным вкусом эпохи определенные формы и декоративные мотивы, ритмически повторяющиеся на ремесленных изделиях и сооружениях, связывая архитектуру города, улицы, двора дома со всем многообразием рукотворного вещевого мира.

На первом рисунке: Часовня. Архангельская область. XVIII в.

Предыдущая


лазерная печать на плотной бумаге


Северные врата

В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно

Бюст из Шершеля

Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают

Исаак и Авраам: две интерпретации

Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом

Скульптурные портреты Растрелли

Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме

Статуэтки – изысканное украшение интерьера.

Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.

Лаокоон

Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея

Мать Пирчюписа

Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так

Андреевский Гоголь

Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что

Пластика Эрьзи

Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных

Секретный памятник Опекушина

Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.

Работы Триппеля

На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы

Нидерландская скульптура

Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их

Скульптура Бернини

В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро

Римские портреты

Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний

Христос и Мефистофель

Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,

Скульптура Родена

Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют

Иван IV и Петр I

Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,

Анимализм Лансере

Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер

Бык–победитель

Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую

Лирика Беклемишева

Скульптура изображает молодую девушку, с выражением томной мечтательности сидящую на садовой скамье. Дело, очевидно, происходит ночью, так как девушка одета в длинную ночную рубашку, на

Даремский собор


В XVI веке летописец рассказывал, что она «считается одной из самых роскошных в Англии, настолько великолепны приношения и драгоценности на ней,

Собор Кентербери


Здесь можно увидеть одни из самых древних и больших витражей в Европе, гробницу знаменитого героя

Замок Уорвик


Вход в главные ворота замка вырублен в сплошной скале. Проход длиной около 15 м укреплен подъемными решетками и арками, что позволяет сделать доступ

Замок Виндзор


От первого нормандского замка сохранился высокий холм, на котором располагалась главная башня. Большая так называемая Круглая башня

Собор Святого Павла


По образцу знаменитого собора Святого Павла были созданы Пантеон в Париже, Капитолий в Вашингтоне

Подворье юристов


История подворья не обошлась и без курьезов: в 30-е годы XX века тюрьму убрали из подвала и при смене

Кенсингтонский дворец и парк


Кенсингтонский дворец в одноименном парке – один из удивительных образцов «сельского» уюта и гармонии,

Вестминстерский собор


Внутри собор просто ошеломляет своим великолепием. Казалось бы, вряд ли можно найти что-либо

Тауэрский мост


Как всегда бывает со значимыми сооружениями, Тауэрский мост вызывал диаметрально

Тауэр


Одни из ворот были «речными», сквозь них можно было попасть в крепость на лодке. Они называются

Парламент и Биг-Бен


История дворца как здания Парламента начинается со Средних веков, когда там собирался королевский совет.

Вестминстерское аббатство


Там можно увидеть гробницы великих людей, прославившихся в истории Британии, музей древностей с

Древнерусское зодчество-III


Некоторое представление о них можно получить из книжных миниатюр и икон. Древнейшее

Древнерусское зодчество-II


Высота избы зависела от назначения палатей – для сна, для складирования каких-то вещей или для

Древнерусское зодчество-I


Древнерусский город с окружающими его поселениями представлял собой сложную