Архитектура

Июнь 27, 2012

По новгородским материалам становится понятным интерьер древних изб, традиционно прошедших через всю историю жилища X– XIX веков. Самые примитивные по устройству и малые по величине встречаются в слоях XIV века, они не имели сеней, вероятно, и потолка. Можно полагать, что они использовались как мастерские, обогреваемые каменками. Жилища же должны были иметь утепленные потолки, что отмечалось арабскими путешественниками и очевидцами как этнографическая особенность. «А зима у них холодная. Их зимние дома из больших бревен сосны, положенных одно поверх другого (дословный перевод: дома их зимой из дерева «сунбур» – финиковая пальма с голым внизу стволом, обрубленные бревна, положенные одно на другое), а крыши и потолки из деревянных досок. И разводят они (в домах) огонь, двери же у них маленькие, завешиваемые бараньими шкурами, и внутри домов жарко, как в бане, а дров у них много». Подавляющее большинство богатых жилищ (строений жилого, производственного и хозяйственного назначения) возводилось на подклетах, которые могли использоваться для ремесленного производства днем и в качестве спальни ночью. Высота избы зависела от назначения палатей – для сна, для складирования каких-то вещей или для того и другого применительно ко времени года. Неоднократно встречались избы неотапливаемых мастерских или «двужирные (двухэтажные) на боярских дворах. Сообщение между первым и вторым этажами, надо полагать, осуществлялось по лестнице в сенях. Найдены фрагменты лестничных тетив и массивные брусы колод, в которые они устанавливались. Во избежание задымления верхней избы при растопке печи в нижнем помещении и для звукоизоляции в междуэтажном перекрытии устраивалась засыпка. Оборудование интерьера избы лавками, полками, полатями называлось «нарядить нутро». В новгородской грамоте на бересте XIV века есть заказ плотникам: «Наряжай избу и клеть».

Многочисленные поиски срубного жилища Киева увенчались успехом в 1972 году при раскопках на Подоле. Там раскрылись венцы и срубы жилых и хозяйственных построек с сохранившимися фрагментами дверных проемов, дубовые ограды из широких досок, частоколы, мостовые и отмостки, крыльца на столбах со ступенями и трапами, избы с сенями, подклеты горниц. Эти археологические открытия, которые по существу ожидались с самых начальных моментов исследования Киева, показали деревянную застройку столичного города, мало отличавшуюся от хором Новгорода, Пскова, Белоозера, Бреста, Старой Ладоги и других городов, в почве которых сохраняется дерево. В то же время хоромы Киева имели свои архитектурные особенности.

В свете новых материалов необходимо более внимательно взглянуть на так называемые полуземлянки, составлявшие якобы по до сих пор бытующему мнению основной тип жилищ. Широкую известность получило жилище, погибшее в пожаре разгрома Киева 1240 года и вошедшее в науку как «землянка-мастерская киевского художника XIII века». Оно расположено среди подобных же сооружений на территории между стенами древних Михайловского Златоверхого и Дмитриевского монастырей, на древней обжитой территории. Жилище подробно описано, неоднократно издавалось. По инвентарю была определена профессия хозяина жилища. Это был ремесленник высокой квалификации – плотник, столяр, златокузнец, художник. Исходя из этого и можно рассуждать об облике постройки, типичной для Киева.

Интерьеры терема X в. и изб X-XIV вв. по раскопкам в Новгороде. Реконструкция Г.В. Боричевича

Интерьеры терема X в. и изб X-XIV вв. по раскопкам в Новгороде. Реконструкция Г.В. Боричевича

От постройки сохранилась яма трапециевидной формы, вырытая в лёссе. В углу, на земляном подплечье, при входе находилась крупная, овальная в плане, печь. Рядом с печью лежали остатки упавшего настила нар. Под ним была хозяйственная яма. Помещение использовалось как мастерская ювелира, где производилась горячая и холодная обработка металлических заготовок и изделий.

Стены жилищ, называемых полуземлянками, необязательно возводились на столбах, стоявших у стен и в углах прямоугольных ям. Красноречивые свидетельства второго этажа над полуземляночным помещением дают результаты раскопок двух ближайших к жилищу художника построек, соединенных переходом и составляющих единый комплекс.

В южном помещении были обнаружены фрагменты глинобитной печи с желобками от прутяного каркаса. Допущение печи в разрушенное северном углу не может быть признано убедительным, так как этот участок составляет четырехугольник, близкий к квадрату 1,0×1,0 м. Размеры печей по полу значительно больше, и, в принципе, при расположении печи в этом углу часть ее была бы зафиксирована. При разрушении постройки от пожара печь не могла переместиться из одного угла в другой; при отсутствии опечка она могла только упасть из верхней избы (горницы). Раскопанная яма была частью древнего подклета с углубленным полом.

В украинском народном зодчестве первоначальное понятие горницы утрачено. Сейчас это просто жилая отапливаемая комната или изба. В древности же это был верхний покой, обязательно с печью. В хате чердак часто называют горой. В славянском языке «гора» означала «верх». Отсюда и горница как изба на подклете. Существование горницы исследователи обычно относят к середине XII века на основании сообщения летописи о кончине в горенке галичского князя в 1152 году. О горенке говорят как об уникальном явлении, достойном княжеского жилища. Совершенно незаметным прошло другое сообщение, гораздо более раннее, 1073 года, отмеченное И.И. Срезневским: «Горе иже зиждет дом свои на высоту с неправдою и горница свояж не в соуде». Ценность свидетельства в том, что в зафиксированной древнерусской поговорке речь идет не о каких-то конкретных хоромах, а о горнице – помещении в высоком доме, даже глинобитном, характерном для южнорусского жилища. В то время глина называлась «зьдъ», отсюда «здарь» был горшечником и кирпичником, «зьданьи» – означал глиняный и кирпичный, а «зиздание» – означало здание; «здатель», «зидар», «зиждитель», «зиждник» были зодчими и строителями, которые должны «здати дом». «Зижимые дом» – строящийся дом.

Фрагменты резных дубовых колонн. Новгород. XI в.

Фрагменты резных дубовых колонн. Новгород. XI в.

Понятие избы одно из древнейших, восходящее ко времени образования славянских времен и языков. Понятие горницы возникло в реальной жизни как отражение широкого распространения этого типа помещения задолго до Древней Руси, что опровергает укоренившееся представление о русском жилище только как о землянках. В XI веке горница была просто зафиксирована в письме. Строительство жилищ на подклетах означает новую качественную ступень развития народного зодчества. Двухъярусное жилище с разделением хозяйственной и жилой частей наметилось задолго до появления горниц путем устройства в полу и стенах полостей для хранения наиболее ценного инвентаря. К X веку появление горницы на хозяйственном подклете, можно думать, было уже пройденным этапом, характерным этнографическим признаком древнерусского жилища. Игумен Даниил, описывая в начале XII века устройство Сионских комнат в Иерусалиме, пояснял, что в одно из помещений нужно было «влести по степеням (ступеням), яко на горницу». Горница как тип помещения в богатом доме получила отражение в переводной литературе XII–XIII веков как русский эквивалент жилого помещения.

В X–XII веках древоделы уделяли большое внимание архитектуре дверных и оконных проемов. Археологически установлено существование косящатых окон уже в X веке в Киеве на Подоле. Палатное письмо показывает на фресках и книжных миниатюрах XII–XIV веков – прямоугольные, арочные, килевидные и более сложные абрисы проемов с характерным орнаментальным украшением колод. В зависимости от формы абриса проема были выработаны архитектонически осмысленные приемы конструирования и сопряжения колод с незначительной подтеской в целях выразительности. Растительные мотивы орнамента, характерные для XII века, в ходе развития сменились геометрическими.

Часть богатого двора. Новгород. XIII в. Реконструкция Г.В. Борисевича

Часть богатого двора. Новгород. XIII в. Реконструкция Г.В. Борисевича

На фресках Киево-Софийского собора есть изображения палат, которые реально отражают некоторые детали жилищ того времени. Строения поделены пополам орнаментированной лентой на два декоративных пояса. Нижний имеет вид балюстрады из широких досок с прорезным контуром в месте стыковки тесин. В верхнем поясе показан более сложный мотив арочного или круглого окна, по сторонам которого нарисованы по одной или паре фигурных щелей, украшенных, как и внизу, различным сочетанием крестообразных затесок с парными полукружиями. Наложение изображенного мотива в промежутки между столбами при реконструкции раскопанных галерей у жилых домов показало, что художник точно передал архитектурный масштаб наборных деревянных панелей с соблюдением пропорций элементов декоративного мотива «решетчатых» сеней, известных по былинам. Устройство балюстрад в галереях дожило на Украине до XVIII века в виде устойчивой декоративной традиции. Палатное письмо фресок Софийского собора реалистично свидетельствует о высоком художественном уровне архитектуры хором X–XII веков, нарисованных не только современником и очевидцем, но художником, работавшим, вероятно, когда-то мастером-плотником. Живописец показал себя профессионалом художником и зодчим, в строгих изобразительных рамках канонического условного письма передав конструктивный смысл и архитектонику деревянных деталей, определяющих образ сооружения, в то же время и в живописи связывая в одну образную систему ансамбль интерьера с архитектурным ансамблем жилой застройки Киева.

На первом рисунке: Двор новгородского художника Олесия Гречина. Конец XII в. Реконструкция Г.В. Борисевича

Предыдущая | Следующая



Северные врата

В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно

Бюст из Шершеля

Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают

Исаак и Авраам: две интерпретации

Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом

Скульптурные портреты Растрелли

Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме

Статуэтки – изысканное украшение интерьера.

Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.

Лаокоон

Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея

Мать Пирчюписа

Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так

Андреевский Гоголь

Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что

Пластика Эрьзи

Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных

Секретный памятник Опекушина

Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.

Работы Триппеля

На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы

Нидерландская скульптура

Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их

Скульптура Бернини

В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро

Римские портреты

Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний

Христос и Мефистофель

Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,

Скульптура Родена

Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют

Иван IV и Петр I

Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,

Анимализм Лансере

Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер

Бык–победитель

Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую

Лирика Беклемишева

Скульптура изображает молодую девушку, с выражением томной мечтательности сидящую на садовой скамье. Дело, очевидно, происходит ночью, так как девушка одета в длинную ночную рубашку, на

Даремский собор


В XVI веке летописец рассказывал, что она «считается одной из самых роскошных в Англии, настолько великолепны приношения и драгоценности на ней,

Собор Кентербери


Здесь можно увидеть одни из самых древних и больших витражей в Европе, гробницу знаменитого героя

Замок Уорвик


Вход в главные ворота замка вырублен в сплошной скале. Проход длиной около 15 м укреплен подъемными решетками и арками, что позволяет сделать доступ

Замок Виндзор


От первого нормандского замка сохранился высокий холм, на котором располагалась главная башня. Большая так называемая Круглая башня

Собор Святого Павла


По образцу знаменитого собора Святого Павла были созданы Пантеон в Париже, Капитолий в Вашингтоне

Подворье юристов


История подворья не обошлась и без курьезов: в 30-е годы XX века тюрьму убрали из подвала и при смене

Кенсингтонский дворец и парк


Кенсингтонский дворец в одноименном парке – один из удивительных образцов «сельского» уюта и гармонии,

Вестминстерский собор


Внутри собор просто ошеломляет своим великолепием. Казалось бы, вряд ли можно найти что-либо

Тауэрский мост


Как всегда бывает со значимыми сооружениями, Тауэрский мост вызывал диаметрально

Тауэр


Одни из ворот были «речными», сквозь них можно было попасть в крепость на лодке. Они называются

Парламент и Биг-Бен


История дворца как здания Парламента начинается со Средних веков, когда там собирался королевский совет.

Вестминстерское аббатство


Там можно увидеть гробницы великих людей, прославившихся в истории Британии, музей древностей с

Древнерусское зодчество-III


Некоторое представление о них можно получить из книжных миниатюр и икон. Древнейшее

Древнерусское зодчество-II


Высота избы зависела от назначения палатей – для сна, для складирования каких-то вещей или для

Древнерусское зодчество-I


Древнерусский город с окружающими его поселениями представлял собой сложную