June 27, 2012
По новгородским материалам становится понятным интерьер древних изб, традиционно прошедших через всю историю жилища X– XIX веков. Самые примитивные по устройству и малые по величине встречаются в слоях XIV века, они не имели сеней, вероятно, и потолка. Можно полагать, что они использовались как мастерские, обогреваемые каменками. Жилища же должны были иметь утепленные потолки, что отмечалось арабскими путешественниками и очевидцами как этнографическая особенность. «А зима у них холодная. Их зимние дома из больших бревен сосны, положенных одно поверх другого (дословный перевод: дома их зимой из дерева «сунбур» – финиковая пальма с голым внизу стволом, обрубленные бревна, положенные одно на другое), а крыши и потолки из деревянных досок. И разводят они (в домах) огонь, двери же у них маленькие, завешиваемые бараньими шкурами, и внутри домов жарко, как в бане, а дров у них много». Подавляющее большинство богатых жилищ (строений жилого, производственного и хозяйственного назначения) возводилось на подклетах, которые могли использоваться для ремесленного производства днем и в качестве спальни ночью. Высота избы зависела от назначения палатей – для сна, для складирования каких-то вещей или для того и другого применительно ко времени года. Неоднократно встречались избы неотапливаемых мастерских или «двужирные (двухэтажные) на боярских дворах. Сообщение между первым и вторым этажами, надо полагать, осуществлялось по лестнице в сенях. Найдены фрагменты лестничных тетив и массивные брусы колод, в которые они устанавливались. Во избежание задымления верхней избы при растопке печи в нижнем помещении и для звукоизоляции в междуэтажном перекрытии устраивалась засыпка. Оборудование интерьера избы лавками, полками, полатями называлось «нарядить нутро». В новгородской грамоте на бересте XIV века есть заказ плотникам: «Наряжай избу и клеть».
Многочисленные поиски срубного жилища Киева увенчались успехом в 1972 году при раскопках на Подоле. Там раскрылись венцы и срубы жилых и хозяйственных построек с сохранившимися фрагментами дверных проемов, дубовые ограды из широких досок, частоколы, мостовые и отмостки, крыльца на столбах со ступенями и трапами, избы с сенями, подклеты горниц. Эти археологические открытия, которые по существу ожидались с самых начальных моментов исследования Киева, показали деревянную застройку столичного города, мало отличавшуюся от хором Новгорода, Пскова, Белоозера, Бреста, Старой Ладоги и других городов, в почве которых сохраняется дерево. В то же время хоромы Киева имели свои архитектурные особенности.
В свете новых материалов необходимо более внимательно взглянуть на так называемые полуземлянки, составлявшие якобы по до сих пор бытующему мнению основной тип жилищ. Широкую известность получило жилище, погибшее в пожаре разгрома Киева 1240 года и вошедшее в науку как «землянка-мастерская киевского художника XIII века». Оно расположено среди подобных же сооружений на территории между стенами древних Михайловского Златоверхого и Дмитриевского монастырей, на древней обжитой территории. Жилище подробно описано, неоднократно издавалось. По инвентарю была определена профессия хозяина жилища. Это был ремесленник высокой квалификации – плотник, столяр, златокузнец, художник. Исходя из этого и можно рассуждать об облике постройки, типичной для Киева.
От постройки сохранилась яма трапециевидной формы, вырытая в лёссе. В углу, на земляном подплечье, при входе находилась крупная, овальная в плане, печь. Рядом с печью лежали остатки упавшего настила нар. Под ним была хозяйственная яма. Помещение использовалось как мастерская ювелира, где производилась горячая и холодная обработка металлических заготовок и изделий.
Стены жилищ, называемых полуземлянками, необязательно возводились на столбах, стоявших у стен и в углах прямоугольных ям. Красноречивые свидетельства второго этажа над полуземляночным помещением дают результаты раскопок двух ближайших к жилищу художника построек, соединенных переходом и составляющих единый комплекс.
В южном помещении были обнаружены фрагменты глинобитной печи с желобками от прутяного каркаса. Допущение печи в разрушенное северном углу не может быть признано убедительным, так как этот участок составляет четырехугольник, близкий к квадрату 1,0×1,0 м. Размеры печей по полу значительно больше, и, в принципе, при расположении печи в этом углу часть ее была бы зафиксирована. При разрушении постройки от пожара печь не могла переместиться из одного угла в другой; при отсутствии опечка она могла только упасть из верхней избы (горницы). Раскопанная яма была частью древнего подклета с углубленным полом.
В украинском народном зодчестве первоначальное понятие горницы утрачено. Сейчас это просто жилая отапливаемая комната или изба. В древности же это был верхний покой, обязательно с печью. В хате чердак часто называют горой. В славянском языке «гора» означала «верх». Отсюда и горница как изба на подклете. Существование горницы исследователи обычно относят к середине XII века на основании сообщения летописи о кончине в горенке галичского князя в 1152 году. О горенке говорят как об уникальном явлении, достойном княжеского жилища. Совершенно незаметным прошло другое сообщение, гораздо более раннее, 1073 года, отмеченное И.И. Срезневским: «Горе иже зиждет дом свои на высоту с неправдою и горница свояж не в соуде». Ценность свидетельства в том, что в зафиксированной древнерусской поговорке речь идет не о каких-то конкретных хоромах, а о горнице – помещении в высоком доме, даже глинобитном, характерном для южнорусского жилища. В то время глина называлась «зьдъ», отсюда «здарь» был горшечником и кирпичником, «зьданьи» – означал глиняный и кирпичный, а «зиздание» – означало здание; «здатель», «зидар», «зиждитель», «зиждник» были зодчими и строителями, которые должны «здати дом». «Зижимые дом» – строящийся дом.
Понятие избы одно из древнейших, восходящее ко времени образования славянских времен и языков. Понятие горницы возникло в реальной жизни как отражение широкого распространения этого типа помещения задолго до Древней Руси, что опровергает укоренившееся представление о русском жилище только как о землянках. В XI веке горница была просто зафиксирована в письме. Строительство жилищ на подклетах означает новую качественную ступень развития народного зодчества. Двухъярусное жилище с разделением хозяйственной и жилой частей наметилось задолго до появления горниц путем устройства в полу и стенах полостей для хранения наиболее ценного инвентаря. К X веку появление горницы на хозяйственном подклете, можно думать, было уже пройденным этапом, характерным этнографическим признаком древнерусского жилища. Игумен Даниил, описывая в начале XII века устройство Сионских комнат в Иерусалиме, пояснял, что в одно из помещений нужно было «влести по степеням (ступеням), яко на горницу». Горница как тип помещения в богатом доме получила отражение в переводной литературе XII–XIII веков как русский эквивалент жилого помещения.
В X–XII веках древоделы уделяли большое внимание архитектуре дверных и оконных проемов. Археологически установлено существование косящатых окон уже в X веке в Киеве на Подоле. Палатное письмо показывает на фресках и книжных миниатюрах XII–XIV веков – прямоугольные, арочные, килевидные и более сложные абрисы проемов с характерным орнаментальным украшением колод. В зависимости от формы абриса проема были выработаны архитектонически осмысленные приемы конструирования и сопряжения колод с незначительной подтеской в целях выразительности. Растительные мотивы орнамента, характерные для XII века, в ходе развития сменились геометрическими.
На фресках Киево-Софийского собора есть изображения палат, которые реально отражают некоторые детали жилищ того времени. Строения поделены пополам орнаментированной лентой на два декоративных пояса. Нижний имеет вид балюстрады из широких досок с прорезным контуром в месте стыковки тесин. В верхнем поясе показан более сложный мотив арочного или круглого окна, по сторонам которого нарисованы по одной или паре фигурных щелей, украшенных, как и внизу, различным сочетанием крестообразных затесок с парными полукружиями. Наложение изображенного мотива в промежутки между столбами при реконструкции раскопанных галерей у жилых домов показало, что художник точно передал архитектурный масштаб наборных деревянных панелей с соблюдением пропорций элементов декоративного мотива «решетчатых» сеней, известных по былинам. Устройство балюстрад в галереях дожило на Украине до XVIII века в виде устойчивой декоративной традиции. Палатное письмо фресок Софийского собора реалистично свидетельствует о высоком художественном уровне архитектуры хором X–XII веков, нарисованных не только современником и очевидцем, но художником, работавшим, вероятно, когда-то мастером-плотником. Живописец показал себя профессионалом художником и зодчим, в строгих изобразительных рамках канонического условного письма передав конструктивный смысл и архитектонику деревянных деталей, определяющих образ сооружения, в то же время и в живописи связывая в одну образную систему ансамбль интерьера с архитектурным ансамблем жилой застройки Киева.
На первом рисунке: Двор новгородского художника Олесия Гречина. Конец XII в. Реконструкция Г.В. Борисевича
Телеграм-канал «Классика»
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно
Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают
Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом
Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме
Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.
Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея
Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так
Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что
Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных
Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.
На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы
Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их
В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро
Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний
Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,
Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют
Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,
Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер
Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую
В XVI веке летописец рассказывал, что она «считается одной из самых роскошных в Англии, настолько великолепны приношения и драгоценности на ней,
Здесь можно увидеть одни из самых древних и больших витражей в Европе, гробницу знаменитого героя
Вход в главные ворота замка вырублен в сплошной скале. Проход длиной около 15 м укреплен подъемными решетками и арками, что позволяет сделать доступ
От первого нормандского замка сохранился высокий холм, на котором располагалась главная башня. Большая так называемая Круглая башня
По образцу знаменитого собора Святого Павла были созданы Пантеон в Париже, Капитолий в Вашингтоне
История подворья не обошлась и без курьезов: в 30-е годы XX века тюрьму убрали из подвала и при смене
Кенсингтонский дворец в одноименном парке – один из удивительных образцов «сельского» уюта и гармонии,
Внутри собор просто ошеломляет своим великолепием. Казалось бы, вряд ли можно найти что-либо
Как всегда бывает со значимыми сооружениями, Тауэрский мост вызывал диаметрально
Одни из ворот были «речными», сквозь них можно было попасть в крепость на лодке. Они называются
История дворца как здания Парламента начинается со Средних веков, когда там собирался королевский совет.
Там можно увидеть гробницы великих людей, прославившихся в истории Британии, музей древностей с
Некоторое представление о них можно получить из книжных миниатюр и икон. Древнейшее
Высота избы зависела от назначения палатей – для сна, для складирования каких-то вещей или для
Древнерусский город с окружающими его поселениями представлял собой сложную