June 27, 2012
Древнерусское государство с самого момента возникновения имело уже сложную структуру поселений, находящуюся в непрерывном развитии. Политическими и экономическими центрами стали города-крепости, обрастающие посадами, селами и слободами со своими языческими святилищами, а с принятием христианства – храмами и монастырями. Поселения, застроенные сооружениями из естественных материалов, преимущественно из дерева, располагались по водным путям или вдоль дорог, размещались крупно или звеньями, органично вписываясь в ландшафт.
Древнерусский город с окружающими его поселениями представлял собой сложную социально-экономическую структуру, каждый элемент которой: крепость, посад, слобода, монастырь, село, в хозяйственном отношении функционировал самостоятельно, но в то же время в политическом и экономическом отношениях составлял часть иерархически организованной системы расселения, которая имела композиционные особенности в организации пространства и использовании природного ландшафта.
В малодворных деревнях и починках пространственные связи ограничивались свободной компоновкой дворов и строений среди сельскохозяйственных угодий – полей, лугов, лесов, «куда коса и топор ходили», очерчивая область хозяйственно и художественно преобразованной природы. С разрастанием деревень и сел происходит упорядочение застройки вдоль дорог или ландшафтной доминанты, например берега реки или озера, склона оврага или холма. При дальнейшем развитии начинала разрастаться уличная сеть.
Опыт сельской планировки был использован при застройке посадов и слобод. Древнейший город вместе с окружавшими его селами и слободами представлял собой сложную пространственную систему, художественно осмысленную, о которой можно с полным правом говорить как о развитом градостроительном ансамбле, компоненты которого имеют свои композиционные и художественные особенности, построенные на сочетании различных типов сооружений, воплощенных в дереве с единой инженерно-строительной и конструктивной основой.
Красота сел и городов, связь их с природой сразу же были отмечены современниками, оценившими творческий труд древоделов и горододельцев. Русь славилась «городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными». Красочное зрелище представляли собой сами города, воспетые в легендах, сказаниях и былинах. Сохранившиеся соборы свидетельствуют о высокой культуре и художественном вкусе древних мастеров, создавших шедевры мирового значения. Их окружала деревянная застройка массовых жилищ и построек, хоромы ремесленников, купцов и бояр, созданные на том же художественном уровне.
Древнерусское жилище не возникло на пустом месте и вовсе не является элементарным и примитивным, от которого началось развитие русского народного зодчества. Ему предшествовала архитектура славян, сразу же с начальных годов летописной истории заявившая о существовании и развитии градостроительства. Сведения о зодчестве из летописей и письменных источников очень общи, схематичны и отрывочны. Обычно это лишь сообщения о типах сооружений в соответствии с ходом описываемого события. Названия помещений, построек и служб, упоминания их частей и деталей, строительные термины и т.п. несмотря даже на простую констатацию факта существования очень важны для истории архитектуры и искусства.
О значении древних понятий для истории культуры говорил историк прошлого века И.И. Срезневский: «Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе: что было выражено словом, то было в жизни; чего не было в жизни, для того и не было слова. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа, тем более важный, чем важнее понятие им выражаемое. Дополняя одно другим, они все вместе представляют систему понятий народа, передают быль о жизни народа – тем полнее, чем обширнее и разнообразнее их собрание, чем они подробнее объяснены филологически в их народном значении, чем разнообразнее сближены одни с другими. Время появления слова как понятия о каком-то предмете является прямым указанием на бытование этого предмета».
Подлинные древние названия жилых помещений, производственных сооружений, хозяйственных построек, элементов благоустройства, частей зданий, конструктивных узлов, деталей, строительную терминологию необходимо знать, чтобы полноценно использовать письменные памятники для понимания древнего быта, для характеристики инженерно-строительной деятельности, для узнавания типов строений в материалах археологических раскопок – единственного источника по застройке поселений. Древние понятия помогут лучше понять этапы эволюции древнерусской архитектуры. В названиях звучат наиболее характерные и существенные признаки сооружений. Самую большую группу составляли избы, которые были универсальным помещением для жилья и некоторых производств. В развитом жилище они получали название по назначению отапливаемого помещения: истопка, истобка, изба (впервые упоминается в 1074 г.), горница (1073 г.), светлица (980 г.), баня (907 г.), гридница (996 г.). На местных диалектах спальня именовалась одриной (945 г.), ядрицей (XI в.), ложницей (XI в.), постницей (XI в.), покоищем (1097 г.), плотницей (1175 г.). На дворах упоминаются хозяйственные постройки: баня, клети (1016 г.), медуша (997 г.), медвьница (1175 г.), бретьяница (1146 г.), бражнеца (XIII в.), скотница в смысле сокровищницы (996 г.), погреб (1136 г.), житница (XII в.). Часть терминов выражает строительный смысл: клеть, столп, поруб, повалуша. О развитии строений по вертикали передают понятия подклета (XIII в.), вышницы (XI в.), горницы – избы на подклети, на горе, то есть наверху (1073 г.). Некоторые сооружения были характерны для развитых феодальных дворов: палата (907, 971, 1175 гг.), терем (945 г.), вежа (946 г.), гридница (996 г.), стражище (XI в.).
Через письменные документы известны типы построек и помещений, возникшие в доисторический период, прошедшие через столетия и живущие в сознании народа до настоящего времени. По археологическим материалам прослеживаются их основания и планы, по вещевым – определяется назначение, связывая таким образом понятия письменных документов с материальными остатками подлинных построек. Избы, сени, клети, горницы, вежи и другие сооружения становятся таким образом из безымянного объекта археологического изучения историческим вещественным фактом.
Древними мастерами практически были разрешены функциональные, конструктивные и технологические вопросы по воплощению в натуре социально необходимых типов строений со своими специфическими требованиями и условиями. Привязка исторических сведений к археологическим материалам может быть сделана только в виде реконструкции, в которой в образной форме комплексно и непротиворечиво должны быть учтены и приведены в систему фактические данные. Реконструкция древних сооружений – это прежде всего теоретическая концепция, выработанная на стадии самого высокого уровня обобщения и комплексного овладения совокупностью материалов. Реконструкция конкретного сооружения – всегда гипотеза, в пределах которой возможно вариантное представление об его архитектуре из-за неполноты или отсутствия конкретных сведений именно о данном сооружении. Речь идет о верхних частях сооружения, которые восстанавливаются на основе точных фактов, относящихся к известным в изучаемое время строительным конструкциям и технологии.
Наиболее сложными сооружениями на дворах были жилые дома. Разработке их конструкций, совершенствованию плана, оборудования, связям с другими постройками – клетями, хлевами, мастерскими, службами, уделялось много внимания древними строителями. Усовершенствования диктовались самими условиями жизни, традициями, вкусами, привычками, даже причудами владельца двора, но все же складываются определенные устойчивые типы планировки двора, структура жилого дома и его частей, связи между помещениями как по вертикали, так и по горизонтали. Единство принципов развития структуры дома, существование типов построек, эволюционно переходящих из одного в другой по мере развития хозяйства отдельного двора, единство материала (в данном случае широкое применение дерева) и единство конструктивных решений и декоративной обработки широких рубленых стен, усложненных встроенными между клетями или пристроенными к срубам галереями или навесами на столбах, создавали сложный, объемный, развитый пространственно ансамбль городской застройки. Непрерывно изменяясь в своих частях, в результате непрекращающейся строительной деятельности владельцев дворов, он сохранял в то же время свое гармонически-ритмическое устроение. В постройках органично достигалась слитность утилитарного назначения помещения с архитектурно-художественной разработкой объемов, которая, в свою очередь, основывалась на традиционных приемах обработки материалов в соответствии с их техномеханическими и теплотехническими свойствами. Такая же органичность целесообразного и выразительного, рукотворность вещей и изделий, архитектурных форм и деталей, эстетическая осмысленность с прочувствованным мастерством текстуры материала пронизывают пластику предметного мира древнерусского человека. Эти связи проявляются как в насыщенном бытовой утварью интерьере, так и в деревянных механизмах, приспособлениях, мебели, транспортных средствах и орудиях труда.
Основной тип сооружений древнерусского города в конструктивном отношении – срубная клеть, реже каркасная постройка. В лесистых регионах преобладал сруб, а ближе к лесостепи – каркас в малозначительных постройках. В срубах делались те помещения, где необходимо было сохранять тепло – избы, горницы, конюшни и хлева; где необходима прочность – подклеты, житницы, амбары. Каркасные постройки делались в том случае, если сезонные колебания температуры в них не имели решающего значения – навесы, пристроенные сени, крыльца, хлевы для летнего содержания скота, производственные постройки; на юге, в зоне недостатка строительного леса, шире применялся каркас в одноэтажных постройках, где сруб заменялся стеной из плетня с глиняной обмазкой и, возможно, побелкой или раскраской.
На первом рисунке: Застройка Неревского конца. Новгород. XI в. Реконструкция Г.В. Борисевича
Телеграм-канал «Классика»
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно
Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают
Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом
Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме
Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.
Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея
Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так
Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что
Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных
Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.
На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы
Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их
В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро
Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний
Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,
Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют
Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,
Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер
Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую
В XVI веке летописец рассказывал, что она «считается одной из самых роскошных в Англии, настолько великолепны приношения и драгоценности на ней,
Здесь можно увидеть одни из самых древних и больших витражей в Европе, гробницу знаменитого героя
Вход в главные ворота замка вырублен в сплошной скале. Проход длиной около 15 м укреплен подъемными решетками и арками, что позволяет сделать доступ
От первого нормандского замка сохранился высокий холм, на котором располагалась главная башня. Большая так называемая Круглая башня
По образцу знаменитого собора Святого Павла были созданы Пантеон в Париже, Капитолий в Вашингтоне
История подворья не обошлась и без курьезов: в 30-е годы XX века тюрьму убрали из подвала и при смене
Кенсингтонский дворец в одноименном парке – один из удивительных образцов «сельского» уюта и гармонии,
Внутри собор просто ошеломляет своим великолепием. Казалось бы, вряд ли можно найти что-либо
Как всегда бывает со значимыми сооружениями, Тауэрский мост вызывал диаметрально
Одни из ворот были «речными», сквозь них можно было попасть в крепость на лодке. Они называются
История дворца как здания Парламента начинается со Средних веков, когда там собирался королевский совет.
Там можно увидеть гробницы великих людей, прославившихся в истории Британии, музей древностей с
Некоторое представление о них можно получить из книжных миниатюр и икон. Древнейшее
Высота избы зависела от назначения палатей – для сна, для складирования каких-то вещей или для
Древнерусский город с окружающими его поселениями представлял собой сложную