Театр

Июнь 4, 2012

Самые первые, впрочем как и многие последующие, театральные сооружения, до нашего времени не дошли. Обычно к первым театрам относят лишь древнегреческие. В Древней Греции в каждом городе существовал свой театр, который играл большую роль в общественной жизни. В VI веке до нашей эры в возвышенной части Афин была построена площадка для песен и плясок в честь Диониса. Почти два века спустя на этом же месте был сооружен монументальный театр – «зрелище», или, если перевести дословно, «место для зрителей». Это был первый театр среди театров Древней Греции. Его изображение сохранилось на монетах. Архитектура этого театра напоминает наш стадион: над сценической площадкой поднимаются полукруглые скамьи для публики, поясные проходы делят их на ярусы, а лестницы – на секторы. Греческие театры достигали больших размеров и могли вместить всех свободных граждан полиса (города-республики). Афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей, а самый крупный театр Греции (в Мегаполисе), имеющий в диаметре 144 метра, вмещал 44 тысячи зрителей.

Весной афиняне пышно справляли трехдневные городские Дионисии. Театральное действие начиналось с восходом солнца. Сначала зрители сами выбирали места. Нередко доходило до драк, и, чтобы устранить беспорядки, были введены входные билеты-символы – медные кружочки, похожие на монеты, которые при входе отбирались. Нуждающимся гражданам в Афинах выдавали деньги для посещения театра – так называемые зрелищные деньги. Древние греки горячо реагировали на игру актеров, и, если игра не нравилась, на сцену летели яблоки, сливы, инжир.

Расцвет греческого театрального искусства прежде всего обязан произведениям великих драматургов, которые выражали духовные интересы своего времени: Эсхил, Софокл и Еврипид. В это время строительство театров в Греции приняло особый размах.

Театры и амфитеатры были обязательны также и для каждого города в Древнем Риме. О них пишет Овидий:

Мраморным не был театр, покрывала еще не висели,
Стены еще не залил желтою влагой шафран.
Только и было всего, что листва с палатинских деревьев
Просто висела кругом, не был украшен театр.
Располагался народ, сидел на ступенях из дерна
И покрывал волоса только зеленым венком.

Самый ранний из известных нам до сих пор римско-италийских театров – Большой театр в Помпеях, построенный в III–II веках до нашей эры и в 75 году до нашей эры коренным образом перестроенный. Рядом с Большим театром в Помпеях был построен Малый театр (Одеон) для музыкальных и мимических представлений. Театр насчитывал 1500 мест, имел перекрытие.

Во времена императора Августа в Риме было три каменных и много деревянных театров. Сохранился в руинах лишь театр Марцелла: выстроенный в 14 году до нашей эры из травертина, он вмещал до 14 тысяч зрителей. В средние века театр пострадал от разрушений, в XII веке выполнял роль крепости, в эпоху Возрождения был превращен в дворец.

Типичная черта римских театров – устройство театрона. Со временем места для зрителей располагаются не в естественных выемках холма, как в греческих театрах, а на специально возведенных, постепенно повышающихся концентрическими кругами стенах. Как и греческая, римская публика очень живо воспринимала театральное действие. В царствование Августа в Риме вошли в моду аплодисменты и свист.

О характере театральных сооружений в древнем мире можно судить по театрам Пергама (совр. Бергама). Здесь самый крупный амфитеатр в мире: с 46-метровой высоты спускаются 80 каменных подков – ряды сидений. Но вот что удивительно. Театр рассчитан на 15 000 зрителей, с северо-восточной стороны города другой театр – на 5000 зрителей, немного дальше на восток – еще один – на 30 000 зрителей, а в нескольких сотнях метров от него театр на 50 000 зрителей! И это в городе, где было 120 000 жителей, только на одну пятую больше, чем театральных мест. Дело в том, что в одной из частей Пергамы – Асклепии находился медицинский центр, а одной из тайн асклепийской школы было лечение души, психотерапия. В качестве лекарства предписывали посещение театра.

Театры строились во многих городах. Один из них – на 4500 зрителей был сооружен в I веке в Лутенции (на месте этого старого итальянского поселения стоит Париж). В то же время здесь был сооружен амфитеатр, эллипс зрительских мест которого не был замкнут, как это принято в римских амфитеатрах; разорванную часть его занимает сцена, примыкающая почти к круглой арене размерами 58×52 метра.

В средние века память об античном драматическом искусстве была утрачена, интерес к театру подавлялся церковниками. Театрализованное зрелище было перенесено в церковь и на церковный двор. Мало-помалу оно стало выходить по своему содержанию за пределы религиозной тематики. В это время зрительным залом, соединенным со сценой (открытой площадкой), становятся гостиные дворы с выходившими туда балконами и галереями. Они и стали прототипами более позднего театра.

Появились и специальные сооружения для театров. Однако из-за легкости и недолговечности материалов до наших дней они не дошли, остались лишь описания и рисунки. Имеются описания довольно разнообразных устройств сцены средневекового театра. Например, разделение ее на три этажа, каждый из которых имел свое назначение: верхний – небо, средний – земля, нижний – ад.

Примером театра тех времен может служить знаменитый Глобтеатр (театр «Глобус») в Англии. Здание театра, построенное в 1599 году, представляет собой площадку овальной формы, обнесенную высокой стеной, по внутренней стороне которой располагались ложи, а над ними галереи. Ложи – для аристократии, галереи – для зажиточных горожан. Остальные зрители стояли по трем сторонам сцены. Спектакли шли днем, без антрактов и почти без декораций, занавеса не было. В 1613 году деревянное здание «Глобуса» сгорело, а через год было построено новое здание театра – из камня. «Глобус» был одним из важнейших культурных центров страны, здесь играла труппа «Слуги лорда-камергера», главным драматургом которой был У. Шекспир. В 1642 году театр закрыли, а в 1644 году здание было снесено. В наши дни в Англии принимаются меры к восстановлению Глобтеатра. Проект его восстановления разработал американский актер Сэм Вейнэмейкер, который трудился над ним около десяти лет. Новый «Глобус» рассчитан на 1600 зрителей, тысяча из которых может сидеть и 600 – стоять.

Некоторые античные памятники иногда и сегодня используются для концертов и спектаклей: театр Диониса в Афинах, театр на востоке Алжира в г. Тимгада, покинутом жителями в VII веке. Однако самым старым в мире постоянно действующим театральным сооружением то сих пор остается «Олимпико» в Веченце (Италия), построенный по проекту Палладио. Строительство театра было начато в 1580 году – в год смерти Палладио и закончено под руководством его ученика Скамоцци в 1584 году.

Другим не менее замечательным итальянским театром XVIII века является театр Фарнезе в Парме, вмещающий 4000 зрителей. В архитектурном отношении этот театр, план залами портал сцены которого напоминают античный театр, считается одним из лучших сооружений своего века и последующих веков.

Вершиной же развития итальянского театра является «Ла Скала», построенный в 1776–1778 годах архитектором Пиерманни в Милане. Название театр получил от церкви «Санта Мария делла Скала», на месте которой он построен. Вначале, до 1800 года, на сцене «Ла скала» ставились и оперные и драматические спектакли, но вскоре стали регулярными оперные сезоны – «карнавальные», «осенние», «летние». Во время второй мировой войны здание театра было разрушено, но восстановлено инженером Л. Секки и вновь открыто в 1946 году. Вмещающий 3000 зрителей, зал этого театра до сих пор не превзойден по своим акустическим качествам. Этот тип итальянского театра получил всемирное распространение.

Деревянные крыши театров слишком часто становились добычей огня. С историей строительства театров связано применение железа в чердачных перекрытиях. Вначале железо применялось только как кровельный материал. В 1786 году знаменитым строителем театров Виктором Луи была впервые разработана конструкция из красного железа для чердачного перекрытия «Театр-Франсе» в Париже.

Русский театр как искусство своими корнями также уходит в глубокую древность, его начало связано с многочисленными игрецами, плясцами, гудцами, смехотворцами и сквернословами. Иначе – со скоморошеством. Князья Древней Руси постоянно держали при своих дворах скоморохов; свои «потешные палаты» были у Ивана IV, Бориса Годунова, Василия Шуйского, а Михаил Романов в 1616 году построил для своих придворных скоморохов «потешные хоромы». Это и было первое театральное сооружение на Руси, хотя профессиональный театр как таковой появился позднее. В 1672 году в специально построенном здании – «комедийной хоромине» в Преображенском начала свою работу труппа из 64 актеров. Для этой же труппы было построено еще одно помещение в Кремле.

Первое театральное здание новой столицы Петербурга было построено в 1716 году при покровительстве Наталии Алексеевны, сестры Петра I. В 1723 году Петр I построил в Петербурге общедоступный «прекрасный и просторный театр со всеми удобствами для зрителей»,– как писал граф Бассевич, гольштинский посол.

Однако сведения о театрах той эпохи весьма скудны. Слишком коротка была их жизнь. Появились в XVIII столетии, и в этом же столетии исчезли. Единственный сохранившийся до наших дней театр XVIII века – Эрмитажный, построенный архитектором Кваренги в 1784 году в старом Зимнем дворце. В этом театре огромная сцена и небольшой амфитеатральный зал.

В Москве частными антрепренерами были построены театры у Красных ворот, Петровский театр на Неглинке, а также несколько домашних и учебных театров. И среди них маленький шедевр – театр в Останкино на 250 зрителей. Построенный, как полагают, В. Баженовым и его учеником П. Аргуновым, театр имеет большую, хорошо оснащенную сцену и зал с удивительной акустикой, который легко трансформируется в танцевальный зал.

В начале XIX века построены такие выдающиеся сооружения, как Александрийский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Появлению Большого театра предшествовало сооружение других театров на том же месте. Открытие первого специального театрального здания на Петровке состоялось 30 декабря 1780 года. Его постройка обошлась в 130 тысяч рублей, которые так и не сумел выплатить своим кредиторам предприимчивый антрепренер М. Медокс. Вскоре пристрастная проверка установила, что театр построен «уже и ниже намеченного плана», а другая проверка – что «театр через два года развалился бы непременно, что на случай пожара нужно устроить больше входов, сделать мост через ров подле театра, приготовить машину для подъема воды наверх театра». В октябре 1805 года катастрофа положила конец театру Медокса – первое здание Петровского (ныне Большого) театра сгорело «по причине неосторожности гардеробмейстера, бывшего с двумя свечами в гардеробе и оставившего оные там с огнем».

В 1825 году был построен новый Большой театр, который, однако, тоже погиб от пожара в 1853 году. Спустя три года видоизмененное здание с улучшенными акустическими и оптическими качествами возродилось вновь. Монументальное здание с мощным 8-колонным портиком и медной квадригой Аполлона над фронтоном – выдающийся памятник русского ампира. Таким мы видим его сегодня. Зрительный зал Большого театра, вмещающий свыше 2000 зрителей, разделен на пять ярусов. Длина зала с учетом оркестровой раковины 29,8 метра.

В дореволюционной России было построено несколько десятков театров, своеобразных и интересных по архитектурно-планировочным решениям здания, зала и сцены.

Среди современных отечественных театров примером может служить Драматический театр в Туле, зрительный зал и сцена в котором могут быть преобразованы. Партер театра – это площадка со зрительными местами типа полукружной в плане орхестры античного римского театра, которую можно поднять до уровня сцены. Вокруг партера – амфитеатр. Если требуется увеличить вместимость зрительного зала, боковые стены вбираются в специальный короб у задней стены, а карманы заполняются рядами мест с подъемом. При этом вместимость зала может быть изменена от 800 до 1400 мест. В театре имеется возможность и других вариантов трансформации сцены и зрительного зала, который пригоден к универсальному использованию для драматических и музыкальных спектаклей, для выступления музыкальных и танцевальных коллективов, для эстрадных выступлений, а также для демонстрации отдельных видов спорта – акробатики, гимнастики, бокса, борьбы, тяжелой атлетики, для собраний, лекций и т. п.

Одним из значительных театральных зданий, построенных в наше время, считается Оперный театр в Сиднее. Когда 29-летний датский архитектор Йорн Устцон прислал на конкурс свой весьма эскизный и чрезвычайно смелый проект, в компетентном международном жюри разгорелись споры. Наиболее распространенным был упрек автору в произвольном решении десяти сводов, расположенных один за другим и достигающих высоты 60 метров. По мнению оппонентов, своды лишены всякого практического смысла, не имеют связи между внешним и внутренним пространством. В довершение всего, высокая четырехугольная коробка почему-то перекрывалась огромным сводом в форме птичьего крыла. Архитектор не скрывал, что в своем произведении хочет уйти за пределы утилитарности. После долгих споров проект был принят. Здание строили долго, мучительно, затратили больше денег, чем предполагали. Теперь Оперный театр в Сиднее – всемирно известное здание, напоминающее летящий в океанском просторе парусник,– стал как бы символом города, как Эйфелева башня в Париже.

Сейчас во всем мире, по данным ЮНЕСКО, насчитывается более двух тысяч профессиональных театров.



Даремский собор


В XVI веке летописец рассказывал, что она «считается одной из самых роскошных в Англии, настолько великолепны приношения и драгоценности на ней,

Собор Кентербери


Здесь можно увидеть одни из самых древних и больших витражей в Европе, гробницу знаменитого героя

Замок Уорвик


Вход в главные ворота замка вырублен в сплошной скале. Проход длиной около 15 м укреплен подъемными решетками и арками, что позволяет сделать доступ

Замок Виндзор


От первого нормандского замка сохранился высокий холм, на котором располагалась главная башня. Большая так называемая Круглая башня

Собор Святого Павла


По образцу знаменитого собора Святого Павла были созданы Пантеон в Париже, Капитолий в Вашингтоне

Подворье юристов


История подворья не обошлась и без курьезов: в 30-е годы XX века тюрьму убрали из подвала и при смене

Кенсингтонский дворец и парк


Кенсингтонский дворец в одноименном парке – один из удивительных образцов «сельского» уюта и гармонии,

Вестминстерский собор


Внутри собор просто ошеломляет своим великолепием. Казалось бы, вряд ли можно найти что-либо

Тауэрский мост


Как всегда бывает со значимыми сооружениями, Тауэрский мост вызывал диаметрально

Тауэр


Одни из ворот были «речными», сквозь них можно было попасть в крепость на лодке. Они называются

Парламент и Биг-Бен


История дворца как здания Парламента начинается со Средних веков, когда там собирался королевский совет.

Вестминстерское аббатство


Там можно увидеть гробницы великих людей, прославившихся в истории Британии, музей древностей с

Древнерусское зодчество-III


Некоторое представление о них можно получить из книжных миниатюр и икон. Древнейшее

Древнерусское зодчество-II


Высота избы зависела от назначения палатей – для сна, для складирования каких-то вещей или для

Древнерусское зодчество-I


Древнерусский город с окружающими его поселениями представлял собой сложную

Театр и артист


Только поняв негодяя, можно воплотить его образ на сцене. Только почувствовав героя изнутри, можно воплотить

Нана Патекар и Намрата Широдкар


Ее дебют в кино был немного необычным. Фильм, где она дебютировала, вышел на экраны 20 лет спустя.

Грим оживляет историю


Театральный грим радикально отличается от киношного. В то время как в кино главным является

Любительский театр XVIII века


Не имея возможности конкурировать с театрами Екатерины, Павел и его супруга Мария Федоровна

Режиссура и реквизит


Предметом особой заботы постановщиков служили декорации, причем уже тогда самые передовые режиссеры

Первые звёзды театра

Елизавета Сандунова и Антон Крутицкий
Выделялись фигуры двух подлинных корифеев музыкального театра — А. Крутицкого и Е. Сандуновой

Екатерининская реформа

Эрмитажный театр
Влияние публичных и учебных театров на придворные явственно ощущалось еще за несколько лет до указа

Театральные подмостки XVIII века

«Недоросль» Фонвизина
Система петербургских театров по сравнению с Москвой была более концентрированной: почти

Театры Москвы и Петербурга XVIII века

Публичный театр Меддокса
Нет оснований говорить о сколько-нибудь существенных отличиях школы московской от школы петербургской.

Русский театр в XVIII веке


Общий подъем русского искусства в последней четверти XVIII века нашел свое отражение и в музыкальном

Лекарство для души


Одной из тайн асклепийской школы было лечение души, психотерапия. В качестве лекарства предписывали