March 9, 2016
Ведущую роль в театральной жизни России играли, конечно, театры старой и новой столиц. Театральные коллективы Москвы и Петербурга многое объединяло. Между городами происходил, прежде всего, постоянный репертуарный обмен. Произведения, с успехом поставленные в Москве, тут же высылались в петербургские театры; и наоборот — пьесы, хорошо встреченные петербургской публикой, как правило, вскоре исполнялись и в Москве. Так, например, популярные русские оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват» Соколовского, «Розана и Любим» Керцелли, «Баба-Яга» Стабингера впервые увидели свет на сцене московского театра и лишь потом попали в Петербург.
Другие, не менее известные и любимые публикой произведения — например, оперы «Несчастье от кареты» и «Скупой» Пашкевича, «Сбитенщик» Булландта, «Санктпетербургский гостиный двор» Матинского — Пашкевича — были показаны сначала в северной столице и по прошествии нескольких месяцев сыграны также труппой московского театра. Временной разрыв между петербургскими и московскими премьерами какой-либо новой оперы редко бывал большим, чем год. В большинстве случаев хватало шести месяцев для пересылки и переписки нот, изготовления костюмов, декораций и проведения репетиций.
Весьма сходной была в те годы, по всей вероятности, и манера игры московских и петербургских актеров. Нет оснований говорить о сколько-нибудь существенных отличиях школы московской от школы петербургской. Местные традиции в этой области еще не сложились, и даже сам контингент актеров был в известном смысле общим для двух городов. Многие известные русские актеры XVIII века в различные периоды своей жизни выступали на петербургской и на московской сценах. Питомцем Московского воспитательного дома и учеником московского актера И. Калиграфа был популярный петербургский певец и артист А. Крутицкий. Известный актер С. Сандунов до 1783 года играл на сцене Меддокса, затем переехал в Петербург, а в 1796 году вернулся в Москву. Московский актер Я. Шушерин шесть лет (1785—1791) выступал на сцене петербургского придворного театра. На два периода — московский и петербургский — делится творческая жизнь Н. Соколовской, У. Синявской, Н. Калиграфовой, П. Плавильщиков». Нельзя не упомянуть также о том, что московские вельможи охотно приглашали мастеров петербургской сцены для воспитания крепостных актеров и актрис своих театров.
И тем не менее картина театральной жизни Москвы значительно отличалась от петербургской. Интересно сопоставить всю совокупность театров двух русских столиц, сравнить (хотя бы и приблизительно) их общее число и типы их организации.
В Петербурге последней четверти XVIII века действовали следующие театры: императорский; театр «малого двора» (великого князя Павла Петровича); частный публичный театр Книппера—Дмитревского (1779-1783); театры Академии художеств, Шляхетского корпуса, Института благородных девиц; театры итальянский французский, немецкий; несколько любительских и крепостных театров — А.Л. Нарышкина, Н.С. Титова, Юсуповых, Шуваловых, Т.А. Потемкина.
В Москве этого же периода функционировали: публичный театр Меддокса (он же Петровский театр; 1776—1805); театры Московского университета и Воспитательного дома; несколько любительских театров, а также около двух с половиной десятков крепостных театров — Н.П. Шереметева, С.П. Ягужинского, П.М. Волконского, С.С. Апраксина, Г.И. Бибикова, И.Я. Блудова, Д.П. Бутурлина, А.И. Гагарина, А.И. Давыдова, Н. Демина, Н.А. Дурасова, М.Ф. Каменского, Н. Колычева, Н.Е. Мясоедова, Н.И. Одоевского, П.А. Познякова, П.С. Потемкина, В.П. Салтыкова, Д.Е. Столыпина, А.С. Степанова, И.Д. Трубецкой, Николая, Александра и Юрия Трубецких, М.И. Хераскова, В. Хованского, З.Г. Чернышева, Б.Г. Шаховского, Н.Г. Шаховского, В.И. Щербатова.
Приведенный список не может быть, разумеется, полным и даже вполне точным, так как исследователи русского театра XVIII века вынуждены основываться в своих выводах на материалах большей частью разрозненных, случайных. Мемуары, строки газетных объявлений, архивные документы далеко не всегда позволяют судить о времени и продолжительности существования театра, даже о его принадлежности тому или иному владельцу. Однако собранные вместе, эти сведения дают в целом все же достоверную картину, ошибки и неточности как бы взаимно компенсируются. Различия в театральной жизни Москвы и Петербурга выступают весьма отчетливо, они в значительной степени определяются той ролью, которую играли эти города в экономической, политической и культурной жизни страны.
Телеграм-канал «Классика»
В XVI веке летописец рассказывал, что она «считается одной из самых роскошных в Англии, настолько великолепны приношения и драгоценности на ней,
Здесь можно увидеть одни из самых древних и больших витражей в Европе, гробницу знаменитого героя
Вход в главные ворота замка вырублен в сплошной скале. Проход длиной около 15 м укреплен подъемными решетками и арками, что позволяет сделать доступ
От первого нормандского замка сохранился высокий холм, на котором располагалась главная башня. Большая так называемая Круглая башня
По образцу знаменитого собора Святого Павла были созданы Пантеон в Париже, Капитолий в Вашингтоне
История подворья не обошлась и без курьезов: в 30-е годы XX века тюрьму убрали из подвала и при смене
Кенсингтонский дворец в одноименном парке – один из удивительных образцов «сельского» уюта и гармонии,
Внутри собор просто ошеломляет своим великолепием. Казалось бы, вряд ли можно найти что-либо
Как всегда бывает со значимыми сооружениями, Тауэрский мост вызывал диаметрально
Одни из ворот были «речными», сквозь них можно было попасть в крепость на лодке. Они называются
История дворца как здания Парламента начинается со Средних веков, когда там собирался королевский совет.
Там можно увидеть гробницы великих людей, прославившихся в истории Британии, музей древностей с
Некоторое представление о них можно получить из книжных миниатюр и икон. Древнейшее
Высота избы зависела от назначения палатей – для сна, для складирования каких-то вещей или для
Древнерусский город с окружающими его поселениями представлял собой сложную
Настоящим шедевром для граждан СССР стала пробившаяся на экран рок-опера «Юнона и Авось»,
Только поняв негодяя, можно воплотить его образ на сцене. Только почувствовав героя изнутри, можно воплотить
Ее дебют в кино был немного необычным. Фильм, где она дебютировала, вышел на экраны 20 лет спустя.
Театральный грим радикально отличается от киношного. В то время как в кино главным является
Не имея возможности конкурировать с театрами Екатерины, Павел и его супруга Мария Федоровна
Предметом особой заботы постановщиков служили декорации, причем уже тогда самые передовые режиссеры
Выделялись фигуры двух подлинных корифеев музыкального театра — А. Крутицкого и Е. Сандуновой
Влияние публичных и учебных театров на придворные явственно ощущалось еще за несколько лет до указа
Система петербургских театров по сравнению с Москвой была более концентрированной: почти
Нет оснований говорить о сколько-нибудь существенных отличиях школы московской от школы петербургской.
Общий подъем русского искусства в последней четверти XVIII века нашел свое отражение и в музыкальном
Одной из тайн асклепийской школы было лечение души, психотерапия. В качестве лекарства предписывали