March 9, 2016
Режиссеры или выполнявшие их обязанности старшие актеры либо капельмейстеры в русском музыкальном театре XVIII века работали в условиях чрезвычайно напряженных и сложных. Во-первых, эта профессия еще не приобрела тогда в общественном мнении того уважения, которое она завоевала только на рубеже XIX—XX столетий. Во-вторых, требования антрепренеров или администрации императорских театров к режиссерам были очень жесткими. Например, на постановку русских комических опер отводилось, как правило, лишь три репетиции. На первой из них актеры сидя читали вслух по ролям текст либретто, а капельмейстер на скрипке и виолончелист наигрывали по нотам так называемой валовой партии мелодии и басовые голоса арий и ансамблей. Вторая репетиция, именуемая на театральном жаргоне «разводной», проходила уже на сцене; за 5—6 часов постановщик показывал на ней — «разводил» — все мизансцены. Третья и последняя была уже «генеральной пробой» с декорациями, костюмами и оркестром. За сезон в одном столичном театре давалось обычно свыше 10 оперных и около 20 комедийных премьер, не считая трагедий и балетов.
Другая обязанность режиссера состояла в соединении в один вечер двух спектаклей, к примеру, «большой оперы «Гостиный двор» и «малой комедии «Несчастье от икотки», или, наоборот, «малой оперы «Скупой» и «большой комедии «Жорж Данден». Трагедии исполнялись в большинстве случаев отдельно,
Предметом особой заботы постановщиков служили декорации, причем уже тогда самые передовые режиссеры и художники подходили к ним не как к живописным картинкам для обособленного созерцания, но как к обязательному элементу сценического синтеза. Именно так рассматривал декорационное искусство выдающийся театральный художник Пьетро Гонзага, приехавший в Петербург в 1792 году, в своем эстетическом трактате «Музыка для глаз», «Какое это чудовище,— писал он об опере,— если… части ее никак взаимно не связаны! Тогда это бессмысленный вздор, утомительный, скучный…».
Теоретическую основу синтеза Гонзага видел в имманентной музыкальности живописи, которая заключает в себе возможность передачи «ритма пространства и модуляции цветов». Он с удивительной прозорливостью указывал на необходимость взаимодополнения и контраста для искусств звука и красок, когда, например, торжественное декоративное оформление сочетается с «грустной симфонией». К сожалению, из петербургских эскизов Гонзаги сохранились лишь его наброски к музыкальным пьесам на екатерининские либретто, хотя известно, что он написал декорации также к операм демократического характера, в том числе к «Мельнику» (1800).
Все же судя по косвенным сведениям, к русским комическим операм в большинстве случаев не делали специальных декораций даже в столице, а довольствовались распространенным тогда набором стереотипных кулис, падуг и задников, изображавших в соответствии с нормативной эстетикой классицизма некие обобщенные образы леса, крестьянской избы, дворянской гостиной и т.п. Кулисно-падужная система сценической машинерии была сравнительно недорогой и позволяла производить моментальные, «чистые» декорационные смены, то есть на глазах у зрителей без закрытия занавеса.
Телеграм-канал «Классика»
В XVI веке летописец рассказывал, что она «считается одной из самых роскошных в Англии, настолько великолепны приношения и драгоценности на ней,
Здесь можно увидеть одни из самых древних и больших витражей в Европе, гробницу знаменитого героя
Вход в главные ворота замка вырублен в сплошной скале. Проход длиной около 15 м укреплен подъемными решетками и арками, что позволяет сделать доступ
От первого нормандского замка сохранился высокий холм, на котором располагалась главная башня. Большая так называемая Круглая башня
По образцу знаменитого собора Святого Павла были созданы Пантеон в Париже, Капитолий в Вашингтоне
История подворья не обошлась и без курьезов: в 30-е годы XX века тюрьму убрали из подвала и при смене
Кенсингтонский дворец в одноименном парке – один из удивительных образцов «сельского» уюта и гармонии,
Внутри собор просто ошеломляет своим великолепием. Казалось бы, вряд ли можно найти что-либо
Как всегда бывает со значимыми сооружениями, Тауэрский мост вызывал диаметрально
Одни из ворот были «речными», сквозь них можно было попасть в крепость на лодке. Они называются
История дворца как здания Парламента начинается со Средних веков, когда там собирался королевский совет.
Там можно увидеть гробницы великих людей, прославившихся в истории Британии, музей древностей с
Некоторое представление о них можно получить из книжных миниатюр и икон. Древнейшее
Высота избы зависела от назначения палатей – для сна, для складирования каких-то вещей или для
Древнерусский город с окружающими его поселениями представлял собой сложную
Настоящим шедевром для граждан СССР стала пробившаяся на экран рок-опера «Юнона и Авось»,
Только поняв негодяя, можно воплотить его образ на сцене. Только почувствовав героя изнутри, можно воплотить
Ее дебют в кино был немного необычным. Фильм, где она дебютировала, вышел на экраны 20 лет спустя.
Театральный грим радикально отличается от киношного. В то время как в кино главным является
Не имея возможности конкурировать с театрами Екатерины, Павел и его супруга Мария Федоровна
Предметом особой заботы постановщиков служили декорации, причем уже тогда самые передовые режиссеры
Выделялись фигуры двух подлинных корифеев музыкального театра — А. Крутицкого и Е. Сандуновой
Влияние публичных и учебных театров на придворные явственно ощущалось еще за несколько лет до указа
Система петербургских театров по сравнению с Москвой была более концентрированной: почти
Нет оснований говорить о сколько-нибудь существенных отличиях школы московской от школы петербургской.
Общий подъем русского искусства в последней четверти XVIII века нашел свое отражение и в музыкальном
Одной из тайн асклепийской школы было лечение души, психотерапия. В качестве лекарства предписывали