March 12, 2016
Ни один музыкальный инструмент не вызывал к себе столь противоречивого отношения, как гусли. С одной стороны, это — «бесовский сосуд», неизменно сопутствующий всяческому глумлению, кощунству, играм языческим, с другой же — орудие воспевания божественной мудрости и вознесения молитвы к небесам. В славянском переводе псалмов Давида, относящемся к XI веку, гусли названы рядом с библейской псалтирью как инструмент угодный богу и способный выражать благоговейный религиозный восторг, переполняющий души верующих: «Исповедайтеся господу в гуслях, во псалтыри десятиструнные пойте ему» (Синайская псалтырь).
Это сопоставление не случайно. В переводах с древнееврейского название инструмента псалтирь, псалтирион (как и греческое кифара, китара) передавалось, как правило, славянским — гусли. Средневековая инструментоведческая терминология не всегда позволяет с достаточной точностью установить, какой именно инструмент имеется в виду под тем или иным определением. Приведенные наименования имели обобщенное, собирательное значение и могли относиться к целой группе родственных, а иногда и различных по характеру и способам звукоизвлечения инструментов. Так, в Византии одним и тем же названием «кифара» обозначались по крайней мере три вполне самостоятельных струнных инструмента: лира, род лютни с вытянутой шейкой и десятиструнный трапециевидный псалтериум. Таким же многозначным было это наименование на Западе в эпоху средневековья.
У славянских народов гуслями также назывались несколько различных инструментов. Как указывает А.С. Фаминцын, только в XVI веке появляются самостоятельные определения для отдельных инструментов струнной группы. При этом название «гусли» закрепляется за щипковым инструментом крыловидной или шлемовидной (иногда треугольной) формы, широкая распространенность которого в Древней Руси подтверждается многочисленными и разнообразными историческими свидетельствами.
Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять, в редких случаях больше. Таковы экземпляры этого инструмента, обнаруженные в Новгороде при археологических раскопках 1951—1962 годов в слоях XIII—XIV веков. В большинстве из них, судя по количеству колков, было четыре струны, но один экземпляр, отличавшийся от других более крупными размерами, имел девять струн. Гусли этого типа сохранились в русском народном обиходе до XVIII века. Другой тип гусель — шлемовидных или треугольных — представлен в памятниках древнерусского изобразительного искусства. Здесь число струн на инструментах обычно бывает не менее десяти. На десятиструнные гусли, по-видимому, указывает также известное место из «Слова о полку Игореве» с описанием исполнения Бояна. который «не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на струны живые».
А.С. Фаминцын, а вслед за ним Н.Ф. Финдейзен считали, что эти гусли возникли в более позднюю эпоху, развившись из простейшего типа путем постепенного его совершенствования и увеличения количества струн. Но уже Н. П. Кондаков подвергал сомнению правильность этого взгляда. Несостоятельность точки зрения А.С. Фаминцына и других солидаризирующихся с ним в данном вопросе авторов убедительно была доказана К.А. Вертковым. Анализируя данные исторических источников, он приходит к выводу, что оба описанных типа гусель существовали уже в ранний период русской музыкальной культуры, но сферы их бытования были различны; более развитые и богатые по своим возможностям шлемовидные гусли, изображение которых мы находим в иконографических памятниках XIV века, являлись принадлежностью профессиональных музыкантов и певцов-рапсодов, примитивные же крыловидные гусли «были, по-видимому, инструментом широкого слоя любителей».
Существование двух различных типов гусель, которые бытовали в разной социальной среде и служили разным художественным целям, делает понятными резкие противоречия в отношении к ним современников. Эта дифференциация с особенной ясностью выступает в «Поучении зарубчего чернеца Георгия». После обычных обличений «поганьского» веселья и глумления с участием скомороха, «гудца» и «свирца» мы читаем здесь: «А крестьяньскы суть гусли, прекрасная доброгласная псалтыря; еюже присно должьни есмы веселитися».
Автор поучения отчетливо противопоставляет «доброгласную псалтырь», именуемую им «христианскими гуслями», «бесовским» инструментам, связанными преследуемыми церковью народными играми и обрядами. Не ставя вопрос о том, какими путями проникли на Русь гусли шлемовидной или треугольной формы с количеством струн не менее десяти, следует указать на их несомненное родство с средневековым псалтериумом в том виде, как он представлен на ряде византийских и западноевропейских изображений. В цитированном выше славянском переводе библейской книги псалмов гусли отождествляются с десятиструнной псалтирью. Хотя число струн и на том, и на другом инструменте бывало значительно большим, эта цифра являлась, по-видимому, наиболее типичной, нормативной. На этом основано распространенное в средневековой христианской символике сопоставление десяти струн с десятью заповедями.
Сравнивая русские гусли, изображенные на книжных миниатюрах XIV века, с западноевропейскими изображениями псалтири, мы можем обнаружить при безусловном сходстве и некоторые частные отличия. Не вполне совпадают внешние очертания инструмента, несколько отличается манера держать его во время игры. Это дает основание считать, что русский художник не копировал иноземные образцы, а изображал свой отечественный инструмент, являвшийся особой разновидностью широко распространенного и на Востоке и на Запале общего типа.
Телеграм-канал «Классика»
Настоящим шедевром для граждан СССР стала пробившаяся на экран рок-опера «Юнона и Авось»,
Только поняв негодяя, можно воплотить его образ на сцене. Только почувствовав героя изнутри, можно воплотить
Ее дебют в кино был немного необычным. Фильм, где она дебютировала, вышел на экраны 20 лет спустя.
Театральный грим радикально отличается от киношного. В то время как в кино главным является
Не имея возможности конкурировать с театрами Екатерины, Павел и его супруга Мария Федоровна
Предметом особой заботы постановщиков служили декорации, причем уже тогда самые передовые режиссеры
Выделялись фигуры двух подлинных корифеев музыкального театра — А. Крутицкого и Е. Сандуновой
Влияние публичных и учебных театров на придворные явственно ощущалось еще за несколько лет до указа
Система петербургских театров по сравнению с Москвой была более концентрированной: почти
Нет оснований говорить о сколько-нибудь существенных отличиях школы московской от школы петербургской.
Общий подъем русского искусства в последней четверти XVIII века нашел свое отражение и в музыкальном
Одной из тайн асклепийской школы было лечение души, психотерапия. В качестве лекарства предписывали
Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,
В XIV веке появляются названия «Великая Русь», «Малая Русь» и «Белая Русь», относившиеся к трем восточнославянским народам, выделяющимся из единой древнерусской народности,— русскому, украинскому, белорусскому. Несмотря на родственную близость
Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением
Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных
О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу