История

Июнь 9, 2012

Комедия, как и трагедия, развилась у греков из празднеств в честь Диониса. Расцвет комедии в Аттике относится ко второй половине V в. до н.э., к эпохе расширения афинского морского могущества, с одной стороны, и борьбы политических партий – с другой. Комедия, главным представителем которой является в это время Аристофан, носит характер более или менее резкой политической сатиры, бичуя и демагогическую политику и современных политических деятелей. Главным средством для выражения мыслей и чувств комического поэта, по поводу положения государства, являлось в комедии, принявшей, вообще говоря, форму трагедии, своеобразное untermezzo, так называемая парабаза, когда хор комедии обращался лицом к зрителям и начинал свой памфлет на современные политические и литературные темы.

Но такая политическая сатира просуществовала только до конца Пелопоннесской войны. Вообще война эта нанесла серьезный удар всей Греции. Афины теряют роль мировой державы; следовательно, в Афинах замирают сложные политические интересы; вместе с тем, при восстановлении демократии в конце V и начала IV в. до н.э., партия олигархическая и даже аристократическая теряет свое влияние; другими словами, и внутренняя и внешняя политика становятся бесцветными; кроме того, распадение морского союза, главой которого были до сих пор Афины, вызвало повсюду острый финансовый кризис, и весь строй политической жизни Афин лишается блеска, озарявшего вторую половину V в.

Острая политическая сатира, естественно, теряет свое место; кроме того, государство отказывается давать средства на хор в комедии и особым законом запрещает в комедии нападки на современных политиков. Для комедии остаются лишь пародии на трагедию и общие социальные вопросы. Очень характерно, что Аристофан, этот политический драматург до конца Пелопоннесской войны, после этой войны пишет комедию социальную – «Богатство».

Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных комедий этого направления нелегко определить эволюцию комедии и ее переход через «среднюю комедию» – в новую. Темами средней комедии были, сколько мы знаем и можем судить, отчасти мифологические сюжеты с комическим освещением приключении богов, отчасти карикатуры на общественные типы – поэтов, философов, скупцов и т.п. Можно думать, однако, что уже средняя комедия вырабатывала Charakterstucke, эту принадлежность, так называемой «новой» бытовой комедии (римляне называли ее fabula paliata – «комедией плаща»).

Расцвет последней (IV в.) – интересная эпоха начала «александринизма», которому суждено было,в виду космополитической окраски, сыграть важную роль в истории европейского эстетического и гуманитарного просвещения.

Еще древние говорили о трех классических трагиках Греции – Эсхиле, Софокле и Эврипиде, что первый выводил в своих трагедиях богов, второй героев, третий (Эврипид) людей. Это не простой афоризм, но очень глубокомысленное наблюдение. Действительно, уже у Эврипида, оказавшего огромное влияние на последующее искусство в широком смысле слова, на первый план выступают человеческие страсти, как общественно-политические, так и личные. С тех пор интерес к повседневной жизни человека последовательно проявляется во всех отраслях искусства.

В частности, «новая» комедия занята по преимуществу бытом обыденного среднего человека. Она явно носит на себе следы эврипидовского влияния и прежде всего стремится к реализму, с одной стороны, и к сложности и запутанности действия – с другой.

В сущности же главная, мировая богиня этой комедии – Тиха, богиня судьбы, случая. Почвой, на которой разыгрывалась эта драма, была – средняя зажиточная семья, и главным фактором действия является по преимуществу (у знаменитейшего комика Менандра исключительно) – влюбленность. Но так как между сыновьями и дочерьми свободнорожденных родителей не было разрешенных общественных сношений и так как узко-мещанский характер семейной жизни не открывал путей ни к интересным романическим конфликтам, ни к законному браку по любви, – то для комика являются неизбежным элементом гетеры, т. е. либо жрицы любви, либо похищенные в детстве пиратами благородные и очень порядочные девушки. Но знакомство с этими девушками доставляло много затруднении как со стороны строгих отцов, так и в финансовом и других отношениях. Преодоление всех этих препятствий и составляет основу драматического изобретения. В конце концов, отцам остается только прощать. В лучшем случае, если дама сердца оказывалась в конце пьесы свободнорожденной, ее можно было принять в дом невесткой; в худшем – сын давал обещание исправиться и вступал в приличный брак по указанию родителей. Помощниками молодых людей были остроумные рабы-дядьки и отчасти параситы. Комедия эта вертится, таким образом, в кругу определенных сюжетов и ролей. Изобретение ролей – это ее главная заслуга. Но кроме цикла ролей, вроде стариков отцов и матерей, молодых людей с их дядьками-рабами, прихлебалами-параситами и банкирами, – комедия выработала уже у греков ряд приемов для характеристики нюансов каждой роли и тех ситуаций, в которые попадает носитель соответственной роли.

Так, для контраста, представители одной роли выводятся парами, и мы встречаем пары стариков-отцов, с разными характерами и мировоззрением, пары рабов – прожженых городских и наивных деревенских, пары влюбленных молодых людей с различными темпераментами и с меняющимися настроениями.

Очень важен литературный прием «узнавание», часто применяемый в комедии. У Плавта он представлен в девяти комедиях из двадцати одной; у Теренция – во всех комедиях, кроме «Братьев».

С технической стороны этот прием выгоден тем, что позволяет усложнять интригу самыми фантастическими сценами и перипетиями. Состоит этот прием в следующем. Во многих комедиях часто до самого конца пьесы остается неизвестным происхождение героини, и это является самым сильным препятствием к женитьбе на ней героя, так как в Греции главным условием законности брака была именно чистота происхождения. Оказывается при этом, что такая героиня еще в детстве была похищена пиратами и, после разных странствований и приключений, уже в брачном возрасте, попала в родной город. Неизвестность ее происхождения очень осложняет интригу: выходит так, что молодой человек влюблен страстно, героиня симпатична, дядька-раб гениален, родители достаточно глупы, и тем не менее дело не может подвинуться вперед. И вот, в конце пьесы появляется на сцену какой-нибудь старый родственник (дядя или отец) невесты, узнает ее по каким-либо признакам, вроде амулетов, и объявляет, что девица происхождения благородного и имеет хорошее приданое. Тогда дело оканчивается веселым браком.

Интересно, что прием этот «тар так же, как и история литературы: на «узнавании» построена уже «Одиссея» Гомера. В драме «узнаванием» широко пользовался Эврипид. «Узнавание» пришлось очень по вкусу подражателям новоаттической комедии – греческим романистам и романским драматургам. Так, в греческих романах героиня нередко оказывается похищенной пиратами, роль которых у Мольера играют цыгане (les Bohemiens). Об «узнавании» у Мольера, см. ниже.


Российские недорогие сейфы для дома по ценам производителя.


Театр и артист


Только поняв негодяя, можно воплотить его образ на сцене. Только почувствовав героя изнутри, можно воплотить

Нана Патекар и Намрата Широдкар


Ее дебют в кино был немного необычным. Фильм, где она дебютировала, вышел на экраны 20 лет спустя.

Грим оживляет историю


Театральный грим радикально отличается от киношного. В то время как в кино главным является

Любительский театр XVIII века


Не имея возможности конкурировать с театрами Екатерины, Павел и его супруга Мария Федоровна

Режиссура и реквизит


Предметом особой заботы постановщиков служили декорации, причем уже тогда самые передовые режиссеры

Первые звёзды театра

Елизавета Сандунова и Антон Крутицкий
Выделялись фигуры двух подлинных корифеев музыкального театра — А. Крутицкого и Е. Сандуновой

Екатерининская реформа

Эрмитажный театр
Влияние публичных и учебных театров на придворные явственно ощущалось еще за несколько лет до указа

Театральные подмостки XVIII века

«Недоросль» Фонвизина
Система петербургских театров по сравнению с Москвой была более концентрированной: почти

Театры Москвы и Петербурга XVIII века

Публичный театр Меддокса
Нет оснований говорить о сколько-нибудь существенных отличиях школы московской от школы петербургской.

Русский театр в XVIII веке


Общий подъем русского искусства в последней четверти XVIII века нашел свое отражение и в музыкальном

Лекарство для души


Одной из тайн асклепийской школы было лечение души, психотерапия. В качестве лекарства предписывали

Гусли

Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,

Три Руси и культура

В XIV веке появляются названия «Великая Русь», «Малая Русь» и «Белая Русь», относившиеся к трем восточнославянским народам, выделяющимся из единой древнерусской народности,— русскому, украинскому, белорусскому. Несмотря на родственную близость

Лукреций

Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением

Новоаттическая комедия

Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных

Ливий Андроник

О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу