December 6, 2014
В статье рассматриваются вопросы организации художественно-промышленного образования на территории гжельского народного художественного промысла в дореволюционный период.
Первые керамические мануфактуры стали появляться в Гжели в начале XIX в. Завод Копейкина, например, был открыт в селе Игнатьево в 1802 г. и просуществовал до 1899 г. Продукция небольших керамических заводов уже тогда была признана «официально». В 1812 г. выходит «Статистическое описание Московской губернии» под редакцией С. Чернова. В данном государственном издании гжельская посуда была названа лучшей в России. Отмечалось, в частности, следующее: «Глина для фаянсовой посуды находится Бронницкаго уезда в Гжельской волости и делаемая здесь посуда, называемая обыкновенно Гжельскою, есть может быть лучшая из всех, делаемых в России сего рода посуде».
Как известно, в конце XIX в. в России окончательно сложились капиталистические отношения, что привело к росту промышленного производства и разделению труда. Эти процессы не могли не затронуть и Гжель, где фабрики стали открываться повсеместно, а производственный цикл начал разбиваться на технологические операции. При этом собственно роспись часто выделялась в отдельный этап производства, который осуществляли так называемые «кустарни».
Для увеличения прибыли заводчики шли на хитрости: обязывали кустарей покупать золото и краски именно у того хозяина, которому они впоследствии сдавали работу, требовали покупать продукты в лавке, принадлежащей хозяину фабрики, что, конечно, усложняло и без того непростую жизнь «писарих» и не способствовало развитию их мастерства. Еще одно негативное обстоятельство обусловливало снижение художественного уровня изделий. А именно – потворство невзыскательному вкусу покупателей продукции гжельских умельцев. Заводчик был заинтересован в объемах продаваемой посуды, при этом художественная ценность изделия ставилась на второй план. Если изделия продаются, то зачем искать новые формы и сюжеты? Тем более что в этом случае придется дополнительно оплачивать труд высококвалифицированного художника, а не только ремесленниц, работающих по образцу.
Мастер А. Г. Семенов из гжельской деревни Игнатьево, который в конце XIX – начале ХХ вв. работал на одном из предприятий Кузнецова, отмечал, что «роспись ничего особенного не представляла, а главное заключалось в позолоте». При этом ценность изделия, по его свидетельству, определялась количеством золота, нанесенного на посуду. Была роспись в «полнутро», это когда чашка покрывалась золотом изнутри до половины глубины. Если полоса золота была менее широкая, то такая роспись называлась «манер», то есть на манер «полнутра», но не «полнутро». Такая посуда стоила дешевле. Был еще так называемый «клеек», когда посуда сплошь покрывалось золотом снаружи. Подобные изделия отличала вычурность, грубость форм и росписи, стремление выдать дешевое за дорогое.
Образование на промысле до открытия филиала Строгановского училища
Хозяевами небольших гжельских предприятий, как правило, были крестьяне, выбившиеся «в люди», благодаря сметке и трудолюбию. В первой половине XIX в. в Гжели сформировался слой таких «доморощенных» промышленников, которые во втором и в третьем поколении по праву стали называться фабрикантами. С грамотностью у гжельских фабрикантов дела обстояли неважно, но это обстоятельство их не особенно удручало. Вот как описывает проблему образования в Гжели в 1864 г. очевидец:
«Грамотность фабрикантов ограничивается чтением и плохим письмом, а есть и много таких, которые и того не знают. Книг никаких не ведут, ученость основана на громадной памяти. На счётах делают очень сложные расчеты и при быстром соображении считают верно, и легко. Книг никаких не читают, кроме религиозных, и то мало. В грамотности и теперь многие не видят необходимости, уверяя, что они свой век хорошо прожили и без грамотности…
Каждый фабрикант, кажется, инстинктивно боится дать правильное или техническое образование своему сыну. Куда отдать своего сына для образования? Если образовать его в гимназии, а тем более в ремесленном заведении или технологическом институте, пожалуй, учение для завода и впрок не пойдет. Чего доброго сын совершенно отшатнется от своего мужика-отца и от той среды, в которую должен вернуться из училища. А то придет на завод, да и начнет сразу гнуть все по ученому, не разбирая, хорошо ли это будет, или нет».
Таким образом, гжельские фабриканты, прекрасно осознавая свое происхождение, не только не видели особого смысла в собственном образовании, но и опасались, что их образованные дети могут «отшатнуться» от отца и его дела.
Следует отметить, что приблизительно в это время в Гжели начинает формироваться система начального образования. В результате знаменитой земской реформы, еще в 1873 г., Бронницким Земством было открыто Турыгинское земское начальное училище. Помещение для него предложил попечитель училища, известный в округе фабрикант Мефодий Васильевич Дунашов. Здание было одноэтажное, деревянное, крытое тесом, с освещением и отоплением, но тесное для занятий. Наглядных пособий и библиотеки не было.
По сведениям 1883 г., училище посещали дети из всех окрестных деревень, насчитывающих около 450 дворов. С 1882 г. в училище был установлен трехлетний срок обучения, преподавались общеобразовательные предметы – чтение, письмо, арифметика, Закон Божий. Согласно общепринятым в то время порядкам, в воскресные и праздничные дни ученики были обязаны посещать церковь, а по окончании обучения в земском училище выпускники получали в подарок Евангелие.
В 1883 г. в училище была введена художественная дисциплина – рисование по знаменитому атласу С. Измайлова, который был издан в Москве и использовался в учебных заведениях художественной направленности.
Что касается принципов обучения ремеслу, то они были традиционными для народных промыслов. Детей 8-9 лет, чаще всего девочек, посылали на обучение в «кустарни». Специальных методов обучения не существовало. Ученики писали разведенной сажей, но достаточно быстро, иногда через месяц, получив первичные навыки, начинали работать «в деле», расписывали мелкие предметы: крышечки, солонки, чернильницы, а еще через несколько месяцев получали для росписи «рядовой» товар. Но несмотря на это в течение всего первого года работы труд не оплачивался, он считался учебным. С другой стороны, и плата за «науку», как правило, не взималась. Продукция, выполненная учеником, – а рано или поздно ученик начинал создавать полноценный продукт, – реализовывалась мастером в свою пользу.
История донесла до нас уникальные свидетельства таких подмастерьев, работавших на мелких кустарных предприятиях Гжели в конце XIX в.
Основной целью художественно-промышленного образования того времени было обучение ремеслу, при этом развитию художественных задатков внимания уделялось недостаточно. Тем не менее среди живописцев выделялись одаренные художники, память о которых сохранялась многие десятилетия. Ф. П. Ванюшова из д. Фенино рассказывала об одном талантливом мастере по прозвищу Светлый, известном в то время в Гжели: «Куда бы он ни приходил работать, кто посмекалистее да половчее – старались у него перенять что-нибудь новое, интересное… Как-то он подошел ко мне. Мне в то время лет 10 было, и говорит: ‘Так не пишут”»; вышел, набрал во дворе букет цветов, поставил передо мной в кружку и ловко написал один из них на чашке: “Вот как надо цветы писать, старайся”». Через несколько дней Светлый запил, но Ф. П. Ванюшова на всю жизнь запомнила его случайный урок.
Первые художественные школы в России появились на некоторых кустарных предприятиях России уже в XVII в. Обучение в рисовальных, иконописных, керамических мастерских было направлено на обеспечение бесперебойного производства продукции узкоспециализированной отрасли. Попытки организовать систематическую подготовку художников-профессионалов были предприняты только в начале XVIII в. Так, в 1711 г. открылась рисовальная школа при Петербургской типографии. В ней обучали рисованию с живой натуры.
Обучение мастеров в специализированных школах не означало, разумеется, постепенного умирания традиционной передачи навыков и мастерства по старинке от отца к сыну, оно лишь утверждало ценность народного художественного творчества на государственном уровне.
В преподавательский и административный состав знаменитого Строгановского училища в конце XIX в. входили самые известные деятели культуры России: Л. М. Браиловский, В. М. Васнецов, Л. Н. Кекушев, Н. С. Курдюков, С. А. Мамонтов, Ф. О. Шех- тель, А. В. Щусев и многие другие. Этим людям была небезразлична судьба народного искусства, в том числе гжельского промысла, из глубин которого черпались художественные приемы, идеи и сюжеты, изучаемые, преподаваемые и развиваемые в училище.
Благодаря вниманию Строгановского училища, на промыслах, в том числе и на гжельском, стали открываться «рисовальные классы». Создание таких классов, считал Н. В. Глоба, вызвано запросами самой отечественной культуры: традиционные художественные ремесла уступали позиции промышленному производству, появилась необходимость специально готовить художников, способных развивать традиции народного искусства.
По сведениям из отчета преподавателя рисовального класса В. Трофимова, «посещали классы крестьяне с. Речи цы в возрасте от 10 лет, 18-20 человек, преимущественно девочки, потому что распиской посуды занимаются женщины… Рисование велось применительно к фарфору и фаянсу. Работы учеников, представленные на рождественский экзамен, были отмечены преподавателями Строгановского училища денежными наградами и удостоены похвалы педагогического совета. Дети обучались бесплатно, получали стипендию, бесплатное питание и одежду». О начале работы филиала в 1901 г. говорят и другие источники.
Между тем проведенные исследования позволили сделать вывод, что Речицкий филиал был открыт несколько раньше – в 1899 г. Основанием для этого утверждения являются следующие факты.
В отчете за 1898/1899 учебный год отмечается: «…За истекший учебный год при Строгановском училище разрешены Господином Министром Финансов к открытию следующие филиальные отделения: В селе Речицах Брон- ницкаго уезда Московской губернии и в селе Лигачеве Мо- сковскаго уезда; последнее открыто 1 июля 1899 года. Кроме того, Строгановское училище ходатайствует об открытии филиальных отделений в Сергиевском Посаде и в Москве при Московской пробирной палате…».
В 1916 г. был выпущен сводный отчет, содержащий в себе отчеты Строгановки за несколько лет. Если годовые отчеты представляют собой рукописные или отпечатанные на машинке листы, то сводный отчет выполнен в виде книги в твердом переплете, отпечатанной типографским способом в одной из центральных типографий Москвы на Кузнецком Мосту. Сводный отчет объединяет целый ряд предыдущих отчетов, но главная его ценность заключается в обширном докладе, описывающем и обобщающем деятельность училища за последние 20 лет. Из доклада следует, что в 1899 г. были открыты шесть филиальных отделений, при этом Речицкий филиал по-прежнему стоит на первом месте. В частности, в разделе «VI. Филиальные отделения училища» указывается:
«В 1899 году училищем был открыт ряд филиальных отделений:
В селе Речицы Моск. губ.
В селе Лигачеве Моск. губ.
В Сергиевском Посаде Моск. губ. Дмитровскаго уезда.
В г. Острогожске Воронежской губ.
В селе Аксиньине Моск. губ. Звенигородскаго уезда.
В селе Архангельском Моск. губ.».
В отчете за 1900/1901 учебный год отмечается:
«…В нынешнем году Училище имело 4 филиальные отделения:
В селе Лигачеве Московскаго уезда.
В селе Речицах Бронницкаго уезда.
В Сергиевском Посаде Дмитровскаго уезда.
При Московском пробирном управлении…»
Павел Смирнов, когда его назначили на должность руководителя Речицкого филиала, был молодым человеком двадцати семи лет. В 1896 или 1897 г. он окончил полный курс Строгановки, и, таким образом, к 1904 г. был уже опытным рисовальщиком, имеющим достаточно большой трудовой стаж. Молодой, холостой и, по-видимому, хороший профессионал, он был прекрасной кандидатурой для командировки в Гжель.
Телеграм-канал «Классика»
Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,
В XIV веке появляются названия «Великая Русь», «Малая Русь» и «Белая Русь», относившиеся к трем восточнославянским народам, выделяющимся из единой древнерусской народности,— русскому, украинскому, белорусскому. Несмотря на родственную близость
Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением
Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных
О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу
При проектировании остекления фасада невозможно ограничиться только эстетическими аспектами, необходимо учесть и
Для работы в неблагоприятных условиях, таких как промышленные или строительные площадки, лучшим вариантом
Пользователи отмечают повышение тонуса, улучшение самочувствия и увеличение жизненной энергии после
Ремонт квартиры может стать непростым испытанием, но с правильным подходом и планированием он приведёт
Гибкость ценообразования играет важную роль в формировании поведения потребителя, влияя на выбор товара и уровень
Внутренние страницы таких книг, как правило, выполнены из высококачественной бумаги, что обеспечивает удобство
Можно поиграть с направлением антенны, чтобы добиться максимальной мощности от
Если возникла необходимость в срочном вскрытии замков, следует обратиться в специализированные службы, которые
Интерактивные календари, включающие QR-коды или изображения по теме, становятся популярными и придают
Уникальность данных игр заключается в их возможности сочетать захватывающий сюжет с открытым миром и свободой
Кроме психотерапии, важным аспектом является медицинская поддержка. Врач может назначить препараты, которые
Владельцам домашних питомцев следует проводить профилактические курсы не реже двух раз в год, а также
Качественные семена не только обеспечивают хороший посевной материал, но и способствуют устойчивости растений
Также такси может удобно доставить пассажиров в такие направления, как Коста-Брава или другие туристические
Современные компании, работающие в области сантехники, активно используют новые технологии и
Посещение источников поможет не только расслабиться, но и значительно улучшить общее состояние организма. Вода
При покупке серверов б/у рекомендуется обращаться к проверенным поставщикам или специализированным
Недорогие кружки с печатью могут стать не только личным аксессуаром, но и инструментом для продвижения
В сочетании с элегантным дизайном и высоким качеством, кухни Cesar становятся центром притяжения в любом
Технология тонирования может быть как профессиональной, выполненной в