Разное | «Классика»

December 6, 2014

В статье рассматриваются вопросы организации художественно-промышленного образования на тер­ритории гжельского народного художественного про­мысла в дореволюционный период.

Первые керамические мануфактуры стали появляться в Гжели в начале XIX в. Завод Копейкина, например, был от­крыт в селе Игнатьево в 1802 г. и просуществовал до 1899 г. Продукция небольших керамических заводов уже тогда была признана «официально». В 1812 г. выходит «Статисти­ческое описание Московской губернии» под редакцией С. Чернова. В данном государственном издании гжельская посуда была названа лучшей в России. Отмечалось, в част­ности, следующее: «Глина для фаянсовой посуды находится Бронницкаго уезда в Гжельской волости и делаемая здесь по­суда, называемая обыкновенно Гжельскою, есть может быть лучшая из всех, делаемых в России сего рода посуде».

Как известно, в конце XIX в. в России окончательно сло­жились капиталистические отношения, что привело к росту промышленного производства и разделению труда. Эти про­цессы не могли не затронуть и Гжель, где фабрики стали от­крываться повсеместно, а производственный цикл начал раз­биваться на технологические операции. При этом собственно роспись часто выделялась в отдельный этап производства, который осуществляли так называемые «кустарни».

Для увеличения прибыли заводчики шли на хитрости: обязывали кустарей покупать золото и краски именно у того хозяина, которому они впоследствии сдавали работу, требовали покупать продукты в лавке, принадлежащей хо­зяину фабрики, что, конечно, усложняло и без того непро­стую жизнь «писарих» и не способствовало развитию их мастерства. Еще одно негативное обстоятельство обуслов­ливало снижение художественного уровня изделий. А именно – потворство невзыскательному вкусу покупателей продукции гжельских умельцев. Заводчик был заинтересо­ван в объемах продаваемой посуды, при этом художествен­ная ценность изделия ставилась на второй план. Если из­делия продаются, то зачем искать новые формы и сюжеты? Тем более что в этом случае придется дополнительно опла­чивать труд высококвалифицированного художника, а не только ремесленниц, работающих по образцу.

Мастер А. Г. Семенов из гжельской деревни Игнатьево, который в конце XIX – начале ХХ вв. работал на одном из предприятий Кузнецова, отмечал, что «роспись ничего осо­бенного не представляла, а главное заключалось в позоло­те». При этом ценность изделия, по его свидетельству, определялась количеством золота, нанесенного на посуду. Была роспись в «полнутро», это когда чашка покрывалась золотом изнутри до половины глубины. Если полоса золота была менее широкая, то такая роспись называлась «ма­нер», то есть на манер «полнутра», но не «полнутро». Такая посуда стоила дешевле. Был еще так называемый «клеек», когда посуда сплошь покрывалось золотом снаружи. Подобные изделия отличала вычурность, грубость форм и росписи, стремление выдать дешевое за дорогое.

Образование на промысле до открытия филиала Строгановского училища

Хозяевами небольших гжельских предприятий, как правило, были крестьяне, выбившиеся «в люди», благода­ря сметке и трудолюбию. В первой половине XIX в. в Гже­ли сформировался слой таких «доморощенных» промыш­ленников, которые во втором и в третьем поколении по праву стали называться фабрикантами. С грамотностью у гжельских фабрикантов дела обстояли неважно, но это обстоятельство их не особенно удручало. Вот как описы­вает проблему образования в Гжели в 1864 г. очевидец:

«Грамотность фабрикантов ограничивается чтением и плохим письмом, а есть и много таких, которые и того не знают. Книг никаких не ведут, ученость основана на громад­ной памяти. На счётах делают очень сложные расчеты и при быстром соображении считают верно, и легко. Книг ни­каких не читают, кроме религиозных, и то мало. В грамот­ности и теперь многие не видят необходимости, уверяя, что они свой век хорошо прожили и без грамотности…

Каждый фабрикант, кажется, инстинктивно боится дать правильное или техническое образование своему сыну. Куда отдать своего сына для образования? Если об­разовать его в гимназии, а тем более в ремесленном заве­дении или технологическом институте, пожалуй, учение для завода и впрок не пойдет. Чего доброго сын совершенно отшатнется от своего мужика-отца и от той среды, в которую должен вернуться из училища. А то придет на за­вод, да и начнет сразу гнуть все по ученому, не разбирая, хорошо ли это будет, или нет».

Таким образом, гжельские фабриканты, прекрасно осознавая свое происхождение, не только не видели осо­бого смысла в собственном образовании, но и опасались, что их образованные дети могут «отшатнуться» от отца и его дела.

Следует отметить, что приблизительно в это время в Гже­ли начинает формироваться система начального образова­ния. В результате знаменитой земской реформы, еще в 1873 г., Бронницким Земством было открыто Турыгинское земское начальное училище. Помещение для него предложил попе­читель училища, известный в округе фабрикант Мефодий Ва­сильевич Дунашов. Здание было одноэтажное, деревянное, крытое тесом, с освещением и отоплением, но тесное для за­нятий. Наглядных пособий и библиотеки не было.

По сведениям 1883 г., училище посещали дети из всех окрестных деревень, насчитывающих около 450 дворов. С 1882 г. в училище был установлен трехлетний срок обу­чения, преподавались общеобразовательные предметы – чтение, письмо, арифметика, Закон Божий. Согласно об­щепринятым в то время порядкам, в воскресные и празд­ничные дни ученики были обязаны посещать церковь, а по окончании обучения в земском училище выпускники получали в подарок Евангелие.

В 1883 г. в училище была введена художественная дис­циплина – рисование по знаменитому атласу С. Измайлова, который был издан в Москве и использовался в учебных заведениях художественной направленности.

Что касается принципов обучения ремеслу, то они были традиционными для народных промыслов. Детей 8-9 лет, чаще всего девочек, посылали на обучение в «кустарни». Специальных методов обучения не существовало. Ученики писали разведенной сажей, но достаточно быстро, иногда через месяц, получив первичные навыки, начинали работать «в деле», расписыва­ли мелкие предметы: крышечки, солонки, чернильницы, а еще через несколько месяцев получали для росписи «рядо­вой» товар. Но несмотря на это в течение всего первого года работы труд не оплачивался, он считался учебным. С другой стороны, и плата за «науку», как правило, не взималась. Про­дукция, выполненная учеником, – а рано или поздно ученик начинал создавать полноценный продукт, – реализовыва­лась мастером в свою пользу.

История донесла до нас уникальные свидетельства та­ких подмастерьев, работавших на мелких кустарных пред­приятиях Гжели в конце XIX в.

Основной целью художественно-промышленного об­разования того времени было обучение ремеслу, при этом развитию художественных задатков внимания уделялось недостаточно. Тем не менее среди живописцев выделялись одаренные художники, память о которых сохранялась мно­гие десятилетия. Ф. П. Ванюшова из д. Фенино рассказыва­ла об одном талантливом мастере по прозвищу Светлый, известном в то время в Гжели: «Куда бы он ни приходил ра­ботать, кто посмекалистее да половчее – старались у него перенять что-нибудь новое, интересное… Как-то он подошел ко мне. Мне в то время лет 10 было, и говорит: ‘Так не пишут”»; вышел, набрал во дворе букет цветов, по­ставил передо мной в кружку и ловко написал один из них на чашке: “Вот как надо цветы писать, старайся”». Через не­сколько дней Светлый запил, но Ф. П. Ванюшова на всю жизнь запомнила его случайный урок.

Первые художественные школы в России появились на некоторых кустарных предприятиях России уже в XVII в. Обучение в ри­совальных, иконописных, керамических мастерских было на­правлено на обеспечение бесперебойного производства продукции узкоспециализированной отрасли. Попытки орга­низовать систематическую подготовку художников-профессионалов были предприняты только в начале XVIII в. Так, в 1711 г. открылась рисовальная школа при Петербургской ти­пографии. В ней обучали рисованию с живой натуры.

Обучение мастеров в специализированных школах не означало, разумеется, постепенного умирания традицион­ной передачи навыков и мастерства по старинке от отца к сыну, оно лишь утверждало ценность народного художе­ственного творчества на государственном уровне.

В преподавательский и административный состав знаменитого Строга­новского училища в конце XIX в. входили самые известные деятели культуры России: Л. М. Браиловский, В. М. Васнецов, Л. Н. Кекушев, Н. С. Курдюков, С. А. Мамонтов, Ф. О. Шех- тель, А. В. Щусев и многие другие. Этим людям была не­безразлична судьба народного искусства, в том числе гжельского промысла, из глубин которого черпались художественные приемы, идеи и сюжеты, изучаемые, пре­подаваемые и развиваемые в училище.

Благодаря вниманию Строгановского училища, на промыслах, в том числе и на гжельском, стали открываться «рисовальные классы». Создание таких клас­сов, считал Н. В. Глоба, вызвано запросами самой отече­ственной культуры: традиционные художественные ремес­ла уступали позиции промышленному производству, поя­вилась необходимость специально готовить художников, способных развивать традиции народного искусства.

 

По сведениям из отчета преподавателя рисовального класса В. Трофимова, «посещали классы крестьяне с. Речи цы в возрасте от 10 лет, 18-20 человек, преимуществен­но девочки, потому что распиской посуды занимаются женщины… Рисование велось применительно к фарфору и фаянсу. Работы учеников, представленные на рожде­ственский экзамен, были отмечены преподавателями Строгановского училища денежными наградами и удо­стоены похвалы педагогического совета. Дети обучались бесплатно, получали стипендию, бесплатное питание и одежду». О начале работы филиала в 1901 г. гово­рят и другие источники.

Между тем проведенные исследования позволили сделать вывод, что Речицкий филиал был открыт несколь­ко раньше – в 1899 г. Основанием для этого утверждения являются следующие факты.

В отчете за 1898/1899 учебный год отмечается: «…За истекший учебный год при Строгановском училище раз­решены Господином Министром Финансов к открытию следующие филиальные отделения: В селе Речицах Брон- ницкаго уезда Московской губернии и в селе Лигачеве Мо- сковскаго уезда; последнее открыто 1 июля 1899 года. Кроме того, Строгановское училище ходатайствует об открытии филиальных отделений в Сергиевском Посаде и в Москве при Московской пробирной палате…».

В 1916 г. был выпущен сводный отчет, содержащий в себе отчеты Строгановки за несколько лет. Если годовые отчеты представляют собой рукописные или отпечатанные на ма­шинке листы, то сводный отчет выполнен в виде книги в твер­дом переплете, отпечатанной типографским способом в одной из центральных типографий Москвы на Кузнецком Мо­сту. Сводный отчет объединяет целый ряд предыдущих отче­тов, но главная его ценность заключается в обширном докла­де, описывающем и обобщающем деятельность училища за последние 20 лет. Из доклада следует, что в 1899 г. были от­крыты шесть филиальных отделений, при этом Речицкий фи­лиал по-прежнему стоит на первом месте. В частности, в раз­деле «VI. Филиальные отделения училища» указывается:

«В 1899 году училищем был открыт ряд филиальных отделений:

 В селе Речицы Моск. губ.

 В селе Лигачеве Моск. губ.

 В Сергиевском Посаде Моск. губ. Дмитровскаго уезда.

 В г. Острогожске Воронежской губ.

 В селе Аксиньине Моск. губ. Звенигородскаго уезда.

 В селе Архангельском Моск. губ.».

В отчете за 1900/1901 учебный год отмечается:

«…В нынешнем году Училище имело 4 филиальные от­деления:

 В селе Лигачеве Московскаго уезда.

 В селе Речицах Бронницкаго уезда.

 В Сергиевском Посаде Дмитровскаго уезда.

 При Московском пробирном управлении…»

Павел Смирнов, когда его назначили на должность руководителя Речицкого филиала, был молодым челове­ком двадцати семи лет. В 1896 или 1897 г. он окончил пол­ный курс Строгановки, и, таким образом, к 1904 г. был уже опытным рисовальщиком, имеющим достаточно большой трудовой стаж. Молодой, холостой и, по-видимому, хоро­ший профессионал, он был прекрасной кандидатурой для командировки в Гжель.

Телеграм-канал «Классика»



Гусли

Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,

Три Руси и культура

В XIV веке появляются названия «Великая Русь», «Малая Русь» и «Белая Русь», относившиеся к трем восточнославянским народам, выделяющимся из единой древнерусской народности,— русскому, украинскому, белорусскому. Несмотря на родственную близость

Лукреций

Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением

Новоаттическая комедия

Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных

Ливий Андроник

О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу

Автоматизация в автосервисе


Приложение для ведения учёта в автосервисах становится незаменимым инструментом

Сокровища Кутаиси


Этнографический музей Кутаиси является живым свидетельством быта и культуры народов западной Грузии. Экспозиции музея

Телесериалы


С появлением стриминговых платформ телесериалы стали более доступными, а конкуренция между производителями

Поклейка обоев


Стиль обоев должен соответствовать выбранному антуражу вообще. Нельзя клеить фотообои с пейзажем

Отдых на Алтае


Здесь есть множество маршрутов разной сложности, которые подойдут как для новичков, так и для опытных туристов. Например

Сборка сервера


При выборе компонентов обратите внимание на их состояние, производительность и совместимость с другими

Инфокурсы


Доверие к курсам по заработку в Интернете зависит от многих факторов, таких как репутация автора, качество материала

Выбор лодки


Важно правильно подобрать её вместимость. Нужно понимать, сколько людей будут находиться на борту, а также какие

Ремонт Liebherr


Запишите все детали, которые могут помочь специалистам сервисного центра определить проблему и предложить

Такси-минивэн


Минивэн может быть использован для перевозки сотрудников компании на корпоративное мероприятие или встречу. Это

Ремонт электроплиты


Наиболее распространённой проблемой электроплит являются неисправности нагревательных

Рацион для беременной


Развитие плода требует больше калорий, чем обычно, чтобы удовлетворить повышенные

Выбор часов


Часы с металлическим корпусом и браслетом будут служить дольше и выглядеть более стильно. Однако, если вы предпочитаете

Утепление эковатой


Для этого необходимо подготовить поверхность, на которую будет наноситься утеплитель, и установить каркас

Развесной табак


Развесной табак имеет множество вкусов и ароматов, которые могут удовлетворить ваши предпочтения. Вы можете

Реабилитация


Социальная поддержка предполагает возвращение в общество, поиск работы и получение поддержки от близких

Грузоперевозки


Автомобильные грузоперевозки включают в себя перевозку грузов на грузовых автомобилях, а также на микроавтобусах и легковых

Поиск кладов


Одной из самых известных находок является клад серебра, найденный в США в 2006 году, и золотой клад, обнаруженный в

Азарт и бизнес


Скрипты могут использоваться для управления бонусами и акциями. Например, казино может предложить игрокам бонус

Поэт Евгений Язов


Символы, пронизывающие его творчество, раскрывают новые горизонты и придают каждой поэме дополнительный