Разное | «Классика»

September 29, 2013

24 января 1944 года был освобожден от фашистов город Пушкин, что под Петербургом. В тяжелейшем состоянии находился знаменитый Екатерининский дворец: обгоревший, местами разрушенный, без кровли, с обуглившимися стропилами, зиявший провалами окон. Кирпичные закоптелые стены, свисающие обрывки расписных плафонов, осколки хрустальных люстр, фарфоровых ваз, зеркал. Были разобраны и увезены редкостной красоты паркеты. Исчез уникальный, с инкрустациями из перламутра, паркет Лионской гостиной. Исчезла и знаменитая Янтарная комната, известная во всем мире достопримечательность Екатерининского дворца.

Своему величию, своей парадной стати дворец обязан гению нескольких зодчих, но в первую очередь несравненного Варфоломея Растрелли, русского архитектора, автора Зимнего дворца, Смольного монастыря в Петербурге и многих других шедевров.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что не только весь дворец в целом, но и каждый из его залов — творения уникальные. Среди них одной из наиболее впечатляющих была комната, отделанная янтарем, знаменитая Янтарная комната.

«Одним из чудес мира»,— назвал ее знаток камней академик А.Е. Ферсман, чьи книги по минералогии читали и читают поколения людей.

Известно, янтарь — это застывшая смола хвойных деревьев, и его родословная уходит в давние времена. И с давних времен одним из самых янтароносных уголков на земле является побережье Балтийского моря.

Есть что-то притягивающее и глаз и душу в этом самоцвете, недаром с очень древних времен приметили его люди, еще в каменном веке, делая из янтаря фигурные поделки и украшения. В Древнем Риме янтарь наделяли лечебными свойствами.

Ценился он дорого. Янтарь был универсальным платежным средством. Его приобретали тем охотнее, потому что и золото, и медь, и бронзу, и соль можно было потребовать в обмен или в уплату за янтарь.

Во все времена радовались и радуются изделиям из янтаря люди. Он и в самом деле прелестен и в какие только цвета не окрашен: и в белый, и бледно-желтый, и перламутровый, и медно-желтый, встречается и дымчатый, и голубоватый, и зеленый. И окраска, и прозрачность обусловлены пустотами. Все зависит от того, как рассеивается свет, проходя через тот или иной кусочек янтаря.

Янтарная комната

Янтарная комната

Итак, Янтарная комната. Широкие панно из полированных янтарных пластинок покрывали здесь стены. Полосы красочных драгоценных самоцветов. Они притягивали взор, лучисто-прозрачные, желтые, желтовато-коричневые, обязанные своей прозрачностью тому, что смоляной натек в янтарном лесу был обращен к солнцу. Иногда встречались и не менее красивые кусочки облачного янтаря, с его причудливыми узорами, напоминавшими то языки пламени, то кучевые облака, и, словно чуть запыленные, пластинки дымчатого янтаря.

Все было удивительно подобрано и выдержано в единой мягкой красочной гамме. Объемные резные украшения — гербы, вензеля, раковины, орнаментальные мозаичные композиции из яшмы, сделанные искусной рукой большого мастера, перебивали спокойное течение золотисто-прозрачной янтарной массы; на белых с золотом подзеркальниках, на золотистых пилястрах сверкало солнце.

Когда в начале XVIII века взбалмошному правителю Пруссии Фридриху I пришла в голову мысль сделать для своего загородного дворца в Потсдаме Янтарный кабинет — и тем самым превзойти украшения Версаля, — вряд ли он думал, что созданное по его прихоти архитектором Андреасом Шлютером и мастером Готфридом Туссо чудо окажется в Северной Пальмире, во владении русского царя.

Янтарная комната

Янтарная комната

Работу завершили в 1709 году. Впрочем, это был несчастливый год для создателей чудесного кабинета: янтарные панно, которые плохо закрепили, рухнули, и король в гневе приказал арестовать Туссо и изгнать из страны Шлютера. Что касается кабинета, то его приказано было разобрать и убрать с глаз долой.

В том же 1709 году на полях близ Полтавы оказалось наголову разбитым считавшееся непобедимым войско шведского короля Карла XII. Это было началом заката шведской державы. Петр I и с ним вся Россия торжествовали победу. Северная война, война со Швецией, продлится вплоть до 1721 года. Но уже в 1716 году ситуация оказалась, несмотря на наличие ряда нерешенных задач, в целом благоприятной. Петр заключил очередное перемирие со шведами и вместе со своим Великим посольством отправился в Польшу, Германию, Голландию.

Вступивший в 1713 году после смерти Фридриха I на прусский престол король Фридрих Вильгельм I — а между Россией и Пруссией был возобновлен союз против Швеции — решает преподнести царю подарок. Его выбор падает на Янтарную комнату.

Сохранилась копия собственноручно написанного Петром I письма от 7 января 1717 года и отправленного из Амстердама. Адресовано оно было обергофмейстеру П.М. Бестужеву-Рюмину: «Monsieur, когда прислан будет в Мемель из Берлина от графа Александра Головкина кабинет янтарный (который подарил нам королевское величество Прусской), и оный в Мемеле прими и отправь немедленно чрез Курляндию на курляндских подводах до Риги с бережением с тем же посланным, который вам сей наш указ объявит, и придайте ему до Риги в камвой одного ундер-офицера с несколькими драгунами, так же дайте тому посланному в дорогу до Риги на пищу денег, дабы он был доволен и ежели будет требовать под тот кабинет саней, и оные ему дайте».

Указания Петра были неукоснительно выполнены. Янтарный кабинет из Мемеля (Клайпеды) проследовал в Ригу, а оттуда в Петербург.

В папках с документами «Сношения с Пруссией», относящимися все к тому же 1717 году, исследователям удалось обнаружить «Дело о присылке от Прусского короля в дар государю Петру I Янтарного кабинета». В нем содержалась опись на немецком языке «янтарных досок» и наставления, как следует распаковывать драгоценные украшения. Опись начиналась словами: «Янтарную камору его царскому величеству его королевское величество Прусское презентовать изволил».

Янтарная комната

Янтарная комната

Итак, вероятно, не позднее мая 1717 года Янтарная камора прибыла в российскую столицу.

В 1708 году Петр I подарил своей жене Екатерине шесть мыз в Копорье — неподалеку от начавшей строиться столицы. Мыза — это обычно дом с приусадебным участком и службами, иногда к дому примыкал сад. Одна из мыз называлась Сарской, или Саарской мызой. В 1717 году, в год прибытия Янтарной комнаты в Петербург, в Саарской мызе приступят к строительству первых каменных палат. Это в то время в некоторых документах мызу начинают именовать Сарским Селом, а позднее – Царским: здесь будет резиденция русских царей. В 1917 году Царское Село переименовали, стали его называть Детским. Двадцать лет спустя, в 1937 году, в столетнюю годовщину со дня гибели солнца нашей поэзии — Пушкина, Детское Село получило статус города и было названо именем великого поэта.

Строительство в Царском Селе продолжалось и в последующие годы. Наиболее интенсивно оно велось в царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра. Когда в начале 50-х годов XVIII века Большой (будущий Екатерининский) дворец стал приобретать стараниями Растрелли свой современный вид и надо было думать о декоративном оформлении дворцовых помещений, вспомнили о Янтарной комнате.

Она находилась в так называемом «третьем Зимнем дворце», каменном трехэтажном здании, стоявшем на том же месте, где и нынешний, всем известный Зимний, но торцом к Неве. Именно там, в одном из залов, еще во времена Анны Иоанновны, в начале тридцатых годов, разместили полученный Петром в дар кабинет.

Приказ Елизаветы был строг. В изданной в 1829-1831 годах «Истории села Царского» Ильи Яковкина (это была первая история Царского Села) сохранилась следующая документальная запись, относящаяся к 1755 году: «Ее Величество в высочайшем своем присутствии в Царском, через Обер-Архитектора, повелела, июля 11 дня, бригадиру Григорьеву, чтоб из Зимнего дома янтарный кабинет, через убиравшего оный янтарного мастера Мартелли, со всякой осторожностью собрав опять и уложив ящики, перенести солдатам на руках в Царское, под присмотром самого мастера и ему опять убрать оным янтарем во дворце царскосельском покой, который Ея Величеством для сего назначен будет».

Во исполнение приказа 76 специально подобранных гвардейцев, силачей и аккуратистов, отправились в пеший поход из Петербурга в Царское Село. Они несли, попарно, носилки, на которых лежали ящики с убранством кабинета. Не спеша двигались солдаты, шесть дней затратили они на свой переход в двадцать пять верст. В конце концов в целости и сохранности комната была доставлена на место.

Но резчику Мартелли, и в особенности архитектору Растрелли было над чем поломать голову. Помещение, предназначенное для Янтарной комнаты, отличалось своими размерами от соответствующего помещения Потсдамского дворца. Оно было больше. Пришлось Растрелли добавить зеркала в белых с золотом подзеркальниках и золотые бра. Их сделали русские мастера Иван Копылов, Василий Кириков и Иван Богачев.

Янтарная комната

Янтарная комната

Известный искусствовед Вильчковский напишет: «Строгость стиля, художественный замысел Шлютера были нарушены, но «варвар», нарушивший творение «художника», был сам не меньший художник, и потому Янтарный кабинет, став Янтарной комнатой, не потерял в своей художественной ценности. Она органически вошла в гамму парадных комнат дворца, где Растрелли так широко развернул свой талант».

Последний эшелон с ценностями Екатерининского дворца сумел прорваться сквозь вражеские заслоны 23 августа 1941 года. Янтарную комнату демонтировать и вывезти не успели. Во избежание повреждений ее обшили досками, получился своего рода защитный каркас.

На рассвете 18 сентября 1941 года Пушкин был захвачен немцами.

Через год, летом 1942 года, командовавший войсками фашистских оккупантов, замкнувших безжалостное кольцо окружения вокруг Петербурга, генерал-фельдмаршал Кюхлер во исполнение приказа отправил Янтарную комнату в Кенигсберг.

В ходе Восточно-Прусской операции, начавшейся 13 января 1945 года, Кенигсберг был окружен с суши, а 9 апреля взят штурмом советскими войсками.

Начиная с 1949 года специальная комиссия занималась поисками похищенной в Пушкине Янтарной комнаты. Работа комиссии длилась долгие годы. Ей удалось установить, что отправленная фашистами комната была доставлена в Кенигсберг по железной дороге и там попала в Музей янтаря, знаменитое кенигсбергское янтарное собрание, насчитывавшее несколько десятков тысяч экспонатов.

Привезенную комнату поместили в одном из залов южного крыла на третьем этаже бывшего Королевского замка, в котором находились главные музеи города. Здесь Янтарную комнату смонтировали.

Янтарная комната

Янтарная комната

О том, что в Королевском замке открылась экспозиция Янтарного кабинета, жителей города летом 1943 года известила газета «Кенигсбергер цайтунг». В том же, 1943 году в берлинском журнале «Пантеон» директор Музея янтаря Роде поместил специальное исследование, посвященное Янтарному кабинету.

Наступил 1944 год. Союзная авиация усилила бомбардировку немецких городов. Подвергся налетам и Кенигсберг. В одну из очередных бомбежек cнаряды попали и в Королевский замок. Вспыхнувший пожар удалось, однако, загасить.

Янтарный кабинет решили перевезти в более безопасное место. Его снова демонтируют. Какое-то время ящики находятся просто под открытым небом. Затем их переносят в подвал под северным крылом замка. 3 августа последовал еще один, едва ли не самый сильный, налет англо-американской авиации.

Декабрь 1944 года. Директор Музея янтаря Роде выезжает в Саксонию. Он хочет найти убежища для Янтарного кабинета, для попавших в его музей ценностей.

И находит. Об этом свидетельствует его докладная записка на имя обер-бургомистра Кенигсберга. Замки Вексельбург и Бург Крипштайн в Саксонии называет он в этой записке: «Они сочтены мною подходящими для размещения в них музейных ценностей, в том числе и Янтарного кабинета, представляющего собой уникальное сокровище».

В памятной записке Роде подтверждает, что, согласно полученному им распоряжению, Янтарный кабинет должен быть перевезен в замок Вексельбург в Саксонии. Он еще не знает, что эта его затея окажется несбыточной.

15 января 1945 года. Ящики с разобранной и упакованной Янтарной комнатой (всего, по некоторым сведениям, 25 или 27 ящиков) продолжают лежать во дворе замка.

Тем временем Советская Армия перерезает все железнодорожные пути, ведущие из Кенигсберга на юг и на запад. Восточная Пруссия чуть ли не целиком занята советскими войсками. Кенигсберг — в кольце окружения.

5 апреля 1945 года. Судя по ряду свидетельских показаний, ящики все еще находятся в замке. На сей раз они — в Орденском зале. Так об этом впоследствии расскажет кто-то из немецких военнопленных.

6 апреля. Начало общего штурма Кенигсберга.

8 апреля 1945 года. Советские войска форсируют реку Прегель и вплотную подходят к Королевскому замку. Гарнизон замка капитулирует.

Установлено точно: с 5 по 10 апреля доктор Роде не был в замке. Появился он там уже после капитуляции. Говорил, что болел. Многое, относящееся к доктору Роде, так и осталось невыясненным. И относящееся к Янтарной комнате тоже. Ящиков со знаменитой комнатой в замке не оказалось.

Позднее в Кенигсберг приезжает известный профессор, ученый-археолог, музеевед, знаток истории искусств. Его задача — разыскать музейные ценности, которые фашисты вывезли в Восточную Пруссию. Поскольку Роде остался на месте, профессор, естественно, привлекает его в качестве консультанта: ведь Роде — европейски известный ученый. К тому же он бывший директор Музея янтаря.

Впоследствии профессор вспоминал, что Роде вроде бы несколько раз пытался ему что-то рассказать, но каждый раз по той или иной причине умолкал. Последний раз профессор видел Роде 14 декабря. Ему показалось, что немецкий ученый опять не то хотел его о чем-то спросить, не то хотел ему что-то сказать. На следующий день ни Роде, ни его жена на работу не вышли. Они оба внезапно умерли. В справке, подписанной доктором медицины Паулем Эрдманом, было сказано: дизентерия. Однако на следующий день врач этот бесследно исчез. Где были похоронены супруги Роде осталось невыясненным.

Профессор потом вспоминал, что, придя однажды рано утром в замок, он застал Роде сжигающим какие-то бумаги. Роде выглядел очень удрученным. Какой-то человек в плаще, который попался профессору и его спутникам, майору и капитану Советской Армии, во дворе замка, бросился от них бежать, и так они его и не настигли.

Была ли связь между этим человеком и Роде? Какие бумаги сжег Роде? Наконец почему были убиты (похоже, так оно и было) супруги Роде?

Один из возможных ответов: те, кто совершил убийство, опасались, что Роде может выдать советскому командованию какую-то тайну. Ну, например, местонахождение Янтарной комнаты или других запрятанных (в большинстве своем они были потом найдены) сокровищ, награбленных в музеях СССР оккупантами.

Годы и годы пытались работники комиссии найти место, где спрятан клад. Пытались узнать что-либо у генерала Ляша, командовавшего кенигсбергским гарнизоном. Задавали тот же вопрос на судебном процессе, происходившем в 1967 году в Польше, Эриху Коху — бывшему гауляйтеру Восточной Пруссии. «Ничего не знаю»,— выдавил из себя палач. Спрашивали других свидетелей, всех, кто имел или мог иметь хотя бы косвенное отношение к исчезновению сокровища. Проверяли все сведения, которые поступали, искали в разных местах, в том числе и на упоминавшейся в показаниях чаще других улице в Кенигсберге, бывшей Штайндамме. Но тщетно.

Почти все свидетели сходятся на том, что фашисты не могли никуда вывезти Янтарную комнату, что она — или, во всяком случае, основная ее часть — «захоронена» где-то в самом Калининграде.

Вероятно, так оно и есть. Но где в этом большом городе следует ее искать? Если верить эсэсовским документам, все было тщательно заделано, исполнители, вероятно военнопленные, уничтожены.

Без твердых ориентиров, без соответствующей «привязки» в городе, давно залечившем раны войны, в городе, в котором на месте былых руин возведены новые дома, отстроены целые районы, найти янтарное чудо — дело, конечно, сложное.

Гадать тут нельзя, весь Калининград не перероешь. Раскопки, осуществленные в ряде мест, хотя и не всегда оказывавшиеся бесплодными (напротив, в ряде случаев были сделаны немаловажные открытия), не дали ничего для выяснения секрета Янтарной комнаты.

Словно сказочная птица Феникс, возродился после войны знаменитый Екатерининский дворец. С максимальным приближением к первоначальному замыслу воссоздан фасад здания. И Зеленая столовая, отделанная в свое время архитектором Камероном, изящная и нежная; и голубая Китайская гостиная; и Предхорная; и Картинный зал; и знаменитый Большой зал с его плафоном «Триумф России»; и парадная лестница.

Приступили реставраторы и к восстановлению того помещения, в котором находилась Янтарная комната. Они сумели воссоздать лепной потолок, возродили плафон, изготовили наборный, чудесного рисунка паркет, обтянули, как встарь Растрелли, верхнюю треть стены холстом, расписанным «под янтарь» (поскольку помещение оказалось несколько просторным для кабинета, такая искусно сделанная надставка практически была незаметна за зеркалами и золочеными рамами).

Янтарная комната

Янтарная комната

Но все это было лишь обрамлением. Самого кабинета, увы, не было. Те части стен, которые некогда покрывал драгоценный янтарь, реставраторы затянули золотистым штофом.

Можно ли все-таки воспроизвести само уникальное творение? — вопрос не давал ученым покоя. Ведь предстояло восстановить то, что считалось неповторимым, сделать копию творения, оригинал которого был утерян. Если бы сохранились чертежи, наброски, эскизы, рисунки и то это было бы непомерно сложно. Нужен — и в немалом количестве (порядка 6 тонн) — великолепного качества янтарь. Нужно знать приемы обработки, применявшиеся в XVII веке. Нужны талантливые люди, а истинные художественные таланты — редкость. Нужна подвижническая смелость — не каждый, даже крупный, мастер решится на такую работу.

И все же реставраторы решились. Впрочем, их решению предшествовали годы труда. Огромную исследовательскую работу проделали возглавляемые архитектором А. Кедринским специалисты, которые восстанавливали Екатерининский дворец. В этой работе приняли участие художники, резчики по камню, химики, скульпторы, и, конечно, специалисты по янтарю. Немало секретов древнего производства сумели разгадать исследователи, прежде чем утвердились в мысли: да, Янтарную комнату восстановить можно.

И в помощь им были и найденные в архиве Государственной инспекции по охране памятников, в Русском музее, в архиве Петербургского отделения института археологии АН СССР фотографии и негативы. И чуть ли не вся документация, относящаяся к комнате: чертежи, сметы, записи Растрелли, обнаруженные в Центральном Историческом архиве СССР.

В 1981 году начались работы по воссозданию легендарной комнаты. Продлились они более 20 лет (изначально планировалось 10 лет). К 300-летию Северной Пальмиры, в 2003 году, Янтарная комната была восстановлена в полном объеме.

Телеграм-канал «Классика»



Гусли

Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,

Три Руси и культура

В XIV веке появляются названия «Великая Русь», «Малая Русь» и «Белая Русь», относившиеся к трем восточнославянским народам, выделяющимся из единой древнерусской народности,— русскому, украинскому, белорусскому. Несмотря на родственную близость

Лукреций

Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением

Новоаттическая комедия

Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных

Ливий Андроник

О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу

Автоматизация в автосервисе


Приложение для ведения учёта в автосервисах становится незаменимым инструментом

Сокровища Кутаиси


Этнографический музей Кутаиси является живым свидетельством быта и культуры народов западной Грузии. Экспозиции музея

Телесериалы


С появлением стриминговых платформ телесериалы стали более доступными, а конкуренция между производителями

Поклейка обоев


Стиль обоев должен соответствовать выбранному антуражу вообще. Нельзя клеить фотообои с пейзажем

Отдых на Алтае


Здесь есть множество маршрутов разной сложности, которые подойдут как для новичков, так и для опытных туристов. Например

Сборка сервера


При выборе компонентов обратите внимание на их состояние, производительность и совместимость с другими

Инфокурсы


Доверие к курсам по заработку в Интернете зависит от многих факторов, таких как репутация автора, качество материала

Выбор лодки


Важно правильно подобрать её вместимость. Нужно понимать, сколько людей будут находиться на борту, а также какие

Ремонт Liebherr


Запишите все детали, которые могут помочь специалистам сервисного центра определить проблему и предложить

Такси-минивэн


Минивэн может быть использован для перевозки сотрудников компании на корпоративное мероприятие или встречу. Это

Ремонт электроплиты


Наиболее распространённой проблемой электроплит являются неисправности нагревательных

Рацион для беременной


Развитие плода требует больше калорий, чем обычно, чтобы удовлетворить повышенные

Выбор часов


Часы с металлическим корпусом и браслетом будут служить дольше и выглядеть более стильно. Однако, если вы предпочитаете

Утепление эковатой


Для этого необходимо подготовить поверхность, на которую будет наноситься утеплитель, и установить каркас

Развесной табак


Развесной табак имеет множество вкусов и ароматов, которые могут удовлетворить ваши предпочтения. Вы можете

Реабилитация


Социальная поддержка предполагает возвращение в общество, поиск работы и получение поддержки от близких

Грузоперевозки


Автомобильные грузоперевозки включают в себя перевозку грузов на грузовых автомобилях, а также на микроавтобусах и легковых

Поиск кладов


Одной из самых известных находок является клад серебра, найденный в США в 2006 году, и золотой клад, обнаруженный в

Азарт и бизнес


Скрипты могут использоваться для управления бонусами и акциями. Например, казино может предложить игрокам бонус

Поэт Евгений Язов


Символы, пронизывающие его творчество, раскрывают новые горизонты и придают каждой поэме дополнительный