Разное

Клад из Панагюриште

September 1, 2013

Когда в 336 году до нашей эры царь Филипп II Македонский, присоединивший к своим владениям Фракию, был убит во время празднеств по случаю свадьбы дочери, вопрос о военных действиях против Персии был уже решен. Два года спустя, весною 334 года, его сын и наследник Александр перешел Геллеспонт.

Одиннадцать лет продолжались войны Александра Македонского, и за эти годы он захватил огромную территорию. От Западного побережья Балканского полуострова до Индии простиралась его держава, на юге доходила до Индийского океана, в Азии — до полуострова Аравии, на севере граничила с Черным морем. Египет и Ливия входили в его империю. Столицей своей разноплеменной, разноязычной обширнейшей державы Александр Македонский сделал Вавилон. В Вавилоне, летом 323 года на одном из пиров царь почувствовал себя плохо. Несколько дней спустя он скончался. Ему не исполнилось и тридцати трех лет.

Прямых наследников у Александра не было. Его полководцы затеяли междоусобную борьбу возле бездыханного тела своего владыки. Борьба продолжалась сорок лет. И все эти сорок лет шли непрерывные войны: за власть, за награбленные богатства, за то, кому владеть теми или иными землями в завоеванных странах.

К 287 году до нашей эры один из полководцев Александра — Лисимах оказался главой обширного государства, в которое входили Македония, Фракия и большая часть Малой Азии. Шесть лет спустя, в 281 году, в ожесточенной битве с Селевком в Долине девы, в северо-западной части Малой Азии, Лисимах был разбит и погиб в бою. Его государство распалось. Тремя годами позднее, в 278 году до нашей эры, во Фракию вторглись завоеватели — кельты.

Болгарский город Пловдив когда-то назывался Эвмольпией и был центром Фракийского государства. В 341 году до нашей эры Филипп II Македонский захватил Эвмольпию. Он обнес ее второй внешней стеной длиной около двух километров и нарек Филиппополем.

Примерно в сорока километрах к северу от Пловдива находится Панагюриште, небольшой городок, окруженный садами и полями. Их окаймляют невысокие горы. В Болгарии говорят, что местным археологам достаточно тронуть лопатой землю — и находка следует за находкой. Это, разумеется, преувеличение, хотя болгарские земли действительно очень богаты памятниками древности.

В декабрьский день 1949 года, когда жители Панагюриште, три брата — Павел, Петко и Мишо Дейковы, принялись заготавливать глину для кирпичей, они и в самом деле, едва приступив к работе, совершили интереснейшее открытие.

Было десять часов утра, и о что-то твердое, как только он принялся копать, ударилась лопата среднего брата, Петко Дейкова. Он остановился, разгреб немного землю и увидел металлический ободок. В первый момент Петко решил: медный. Петко разгреб землю еще немного. И снова блеснуло что-то желтое. Тут он позвал братьев.

Золотые кубки хранила здесь земля. Тяжелые, дивной работы древние фигурные золотые кубки. Пo всему античному миру были в свое время распространены ритоны, сосуды для вина, и каких только форм им не придавали. Искусные мастера не жалели сил на выдумки, разукрашивая устья этих схожих с рогом кубков, придавая верхней части обличье мифологических существ или голов животных, вырезая на кубках различные сценки. Из поколения в поколение передавались секреты и умение, накапливался опыт, вырабатывались приемы. Как и у живописцев, так и у скульпторов здесь все решали талант и вдохновение. И уж конечно, фантазия и вкус.

Панагюриштенский клад. Ритон

Панагюриштенский клад. Ритон

Сначала братья Дейковы освободили от земляного плена высокий (сантиметров двадцати двух) ритон-кувшинчик, его горлышко было украшено жемчугом и красивым орнаментом. Самой примечательной, однако, была его срединная часть: очаровательная женская головка, тонко очерченный профиль, строгие черты лица, невысокий гладкий лоб. Густые, волнистые волосы, разделенные на прямой пробор. Даже радужная оболочка глаз и та была обозначена.

Панагюриштенский клад. Ритон

Панагюриштенский клад. Ритон

Последовал еще один ритон. За ним третий. У кубков были оригинальной формы ручки: верхняя их часть представляла собой как бы подставочку для сфинкса. Передними лапами сфинкс опирался на горлышко сосуда. Красивое ожерелье, с медальоном, с изображением львиной головы, украшало нижнюю часть ритонов.

Открытия продолжались. Появился кубок, нижняя часть которого представляла собой чудесно вырезанную голову оленя. Ручки сосуда — фигурка льва, и, так же как сфинкс, на край ритона опирается лев своими лапами.

Сыскалась тонкой работы золотая чаша, фиала. На ее поверхности были нанесены четыре концентрических круга. Первый из них, самый маленький, непосредственно обрамлявший отверстие, составляли двадцать четыре рельефных изображения желудей. Затем следовали три круга с миниатюрными рельефами голов негров. В первом круге — головы поменьше, во втором немного побольше, в третьем еще больше. Веселые, располагающие улыбки, лукавые глаза. Нужно было обладать незаурядным вкусом и чувством меры, чтобы так свободно и вольно исполнить все эти миниатюрные головы, превратив их в смелый декор. В высоту чаша имела 3,5 сантиметра. В диаметре — 25 сантиметров.

Панагюриштенский клад. Фиала

Панагюриштенский клад. Фиала

Последней «археологи» освободили от земли своего рода ритон-амфору. По красоте и богатству, по изяществу отделки деталей найденный клад был уникален. Тяжелые золотые фигурные сосуды. Чеканные рельефы: сцены из мифов, иллюстрации к сказаниям о героях.

Вот сражается с Каринтийской ланью достославный Геракл — год преследовал он быстроногую и, наконец, настиг. Еще немного, и взвалит он чудесную лань на плечи и отправится с ней в Микены. Борется с Критским быком, наводившим ужас на всю округу Марафона, поставлявшего кровавому чудищу жертвы, Тезей: уже упал на колени грозный бык, и прижимает его к земле герой. Не сбудутся коварные планы Медеи, рассчитывавшей, что погибнет он в единоборстве с чудовищем. Веселая хмельная процессия: стройный Дионис, бог плодородия и виноделия, с ним вакханки-менады.

Богиня мудрости Афина, покровительница Древней Аттики и ее главного города, сидит, одетая в длинный хитон, в левой руке у нее шлем, правой она опирается на круглый узорчатый щит. На шее у богини драгоценное ожерелье, на запястьях — браслет. Спокойно и величаво ее лицо, внимательно и испытующе глядят глаза. Рядом с ней — Парис во фригийском одеянии: в коротком хитоне, в длинных чулках. В левой руке он держит скипетр, правая немного поднята, и такое впечатление, будто он что-то объясняет. Еще один персонаж участвует в этой сцене — Гера, сидящая на троне. А неподалеку от нее мастер изваял во весь рост Афродиту, прелестную, вечно юную Афродиту – богиню любви в греческой мифологии.

Перед нами явно изображение знаменитого суда Париса. Парис, сын троянского царя Приама и Гекубы, и три богини, среди которых, как рассказывается в легенде, он должен был выбрать самую красивую,— один из самых распространенных и известных в древнегреческой мифологии сюжетов. Еще все впереди, еще назовет Парис красивейшей Афродиту, еще получит в награду любовь Елены, жены Менелая, и начнется вскоре после этого знаменитая Троянская война.

И снова Гера, вместе с Аполлоном, Артемидой и Никой, богиней Победы.

Еще одна полная огня и движения, но несколько таинственная сценка. Она изображена на амфоре. Спешат вооруженные воины, трубач трубит атаку. С ужасом смотрит на некую вазу, вскинув в удивлении руку — в другой у него меч, — какой-то юноша. Выглядывает из-за полузакрытой двери храма бородатый старик. Здесь все — в движении. Напряженное душевное состояние героев находит свое выражение и в позах, и в жестах, и во взглядах.

Панагюриштенский клад. Амфора

Панагюриштенский клад. Амфора

Удивительная тонкость и четкость работы. Искусство ювелира и искусство скульптора слились воедино в сосудах из Панагюриште.

Вся найденная в Панагюриште утварь (общий вес 6 кг 100 г) изготовлена из чистого золота. Мастера или мастер применили способ холодной ковки. Это примерно так же, как медники в наше время обрабатывают листовую медь — на специальной подставке. Подобная техника была широко известна в ювелирном производстве на землях Древней Фракии.

Сегодня эти земли находятся в основном в границах Болгарии, куда фракийцы пришли во втором веке до нашей эры, а также Греции и европейской части Турции. Хотя некогда населявшие Фракию племена оставили свое культурное наследие в основном в странах Европы, прочные нити связывали их в свое время и с Азией. Узкую полоску воды, отделявшую Фракию от Малой Азии, фракийцы пересекли в XIII веке до нашей эры.

Изысканные формы, тончайшая орнаментировка — одна из самых характерных черт искусства этого древнего народа, умелых наездников и охотников. Наиболее распространенным декоративным мотивом в их искусстве были фигуры животных — мастерски стилизованные, с напряженно выгнутыми телами.

Высокая художественная ценность найденного в Панагюриште клада не вызывала сомнений. Он привлек пристальное внимание специалистов. Их интересовало несколько вопросов: Где изготовили роскошный сервиз? К какой эпохе его следует отнести? И наконец, каким образом попал он в тайник, раскопанный братьями Дейковыми?

Димитрий Цончев, бывший в те годы директором Национального музея в Пловдиве, в своей монографии «Золотой клад из Панагюриште», опубликованной по следам событий, писал: «Сосуды родом из Афин, их создали в одной из тамошних мастерских. Вероятно, в V или IV веках до нашей эры, в так называемую классическую эпоху древнегреческого искусства».

Допустим, Афины. Но как объяснить то, что амфора снабжена не одним, а двумя отверстиями. И что, следовательно, из нее могли пить одновременно два человека, вероятно, на братство, на брудершафт, как мы говорим. В Древней Греции не было такого обычая. И, соответственно, не изготавливали подобных ваз. Пили на братство в других землях: у скифов, у персов.

Ученые обратили внимание и на то обстоятельство, что в панагюриштенских ритонах важное значение придавалось проработке второстепенных деталей. В греческом искусстве классической эпохи дело обстояло скорее наоборот.

Не могли не увидеть — при всех достоинствах декора — и некоторые недоработки в пропорциях и кое-какие другие погрешности, просто немыслимые в творениях классической эпохи искусства Древней Греции.

Клад был найден близ Панагюриште и, следовательно, на территории Древней Фракии. То, что это не древнефракийское искусство — во всяком случае в его «чистом» виде,— специалисты разобрались довольно быстро. Но нельзя было и утверждать, что панагюриштенские кубки были изготовлены в Аттике или других коренных древнегреческих землях.

Ведь именно в Аттике, даже в III—II веках до нашей эры, когда высокий классический стиль уже повсеместно клонился к упадку, он все-таки сохранялся в наиболее чистом виде.

Так где же все-таки и когда изготовили кубки?

Кубки появились на свет в греческом центре, находящемся за пределами материковой Греции — к такому выводу приходит болгарский исследователь Иван Венедиков. Но этот центр был, образно говоря, своего рода ответвлением эллинистического искусства, «ветвью, потерявшей чистоту происхождения».

Со времени победоносных походов Александра Македонского все Восточное Средиземноморье превратилось в цепь эллинистических государств, то есть государств, где культура греков встретилась с культурой Древнего Востока. Так возникла новая, эллинистическая культура. И новое, эллинистическое искусство. Оно знало громкие успехи и победы. Ведь Венера Милосская тоже относится к эпохе эллинизма. На вопрос о том, как назывался этот центр, и где, собственно, он находился, Венедиков ответил: «Похоже, что это малоазиатский город Лампсак».

Поселение — еще за несколько веков до новой эры — основали греки-ионийцы. Первоначально греческая колония располагалась на берегу Дарданелл, напротив Галлиполийского полуострова, на землях, издавна принадлежавших одному из здешних фракийских племен. Уже в IV веке до нашей эры начали чеканить в городе деньги. Он богател на торговле с другими местными колониями, с Грецией, с малоазиатскими государствами, и аккуратные золотые кружки с изображением крылатого коня, которые чеканили в Лампсаке, стали одной из красивейших золотых монет древности. Не единожды захватывали Лампсак завоеватели.

В бурном четвертом веке до нашей эры он одно время находился под персидским игом, потом, освободившись, стал союзником Афин, потом был снова захвачен персами, потом по его улицам и площадям маршировала железная пехота Александра Македонского. Во времена эллинизма здешние золотых дел мастера были широко известны.

Но почему же все-таки Лампсак? На фиале и на ритоне-амфоре находились — на это обратили внимание еще в самом начале исследования — какие-то выгравированные знаки-цифры. В этом, конечно, не было ничего нового: на сосудах, изготовленных из драгоценных металлов, цифры встречаются достаточно часто. Они указывают вес, выраженный в условных единицах, приравненных к количеству золота. В персидских статерах, если речь шла о золотых изделиях, и в греческих драхмах, коль речь шла о серебре.

Эти цифры и привлекли внимание Венедикова. Ученому не составило большого труда определить, что в основе соотношения между весом фиалы и содержанием в ней золота лежала персидская система исчисления. Еще точнее: персидские монеты, персидские статеры, которые чеканили в греческих городах Малой Азии. Ближе всех остальных статеров (по весу и, следовательно, по содержанию золота) к искомому оказался статер, чеканившийся в Лампсаке. Именно в этом городе персидский статер в IV веке до нашей эры был чуть полновеснее обычного.

А о том, что искомый город наверняка находился в Малой Азии, свидетельствовало и то обстоятельство, что на сосуде находилась еще одна цифра, и это была греческая цифра. Только в Малой Азии могло иметь смысл подобное двойное греко-персидское исчисление. Вот такая сложная родословная: греческие ювелирные мастерские в малоазиатском городе Лампсаке, стоявшем на фракийской земле.

Каким же образом малоазиатские кубки оказались зарытыми в землю возле Панагюриште? Точных данных нет. Но есть гипотеза, по которой такой бесценный, уникальный набор, вероятно, принадлежал человеку знатному и богатому. И вряд ли это был местный горный князек из материковой Фракии. Скорее, кто-то из сподвижников Лисимаха, может быть, какой-нибудь полководец, принимавший участие в походах и войнах правителя Фракии и побывавший в Лампсаке.

Купил ли он бесценные кубки, взял ли силой? А может быть, клад был захвачен еще в ту пору, когда перед Александром склонялись один за другим малоазиатские города? И, как это нередко бывает, переходил из рук в руки.

Захват добычи, грабеж были обычным делом. Рассказывает же древнегреческий историк Страбон о том, как Лисимах взял себе колоссальные сокровища Пергама: девять тысяч талантов, опередив своего соперника, другого генерала Александра, Антигона одноглазого.

Выше упоминалось, что в 287 году до нашей эры кельты вторглись в пределы нынешней Болгарии. Годом позже, опустошив Македонию, они проникли во Фракию, а через Фессалию — в Грецию. В какой-то момент (на войне все бывает) владелец клада счел разумным запрятать свое драгоценное сокровище. Уходил ли он от погони? Просто спасался бегством? Трудно сказать, как все это было.

Уникальные кубки пролежали в земле более двух тысяч лет. Один из редчайших памятников эллинистического искусства — сокровища из Панагюриште ныне хранятся в музее города Пловдива.



Гусли

Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,

Три Руси и культура

В XIV веке появляются названия «Великая Русь», «Малая Русь» и «Белая Русь», относившиеся к трем восточнославянским народам, выделяющимся из единой древнерусской народности,— русскому, украинскому, белорусскому. Несмотря на родственную близость

Лукреций

Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением

Новоаттическая комедия

Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных

Ливий Андроник

О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу

Азарт и удача


Автоматы настраиваются таким образом, что периодически дают возможность сыграть бесплатно, и важно только

Кожаный рюкзак


Этот стиль вытеснил изящные женские сумочки через плечо и клэтчи и заменил их на рюкзаки, которые удобно носятся

Крыша на балкон


Крыша монтируется на каркас, устанавливаемый на балконе, либо на специальные держатели, крепящиеся

Полотенца оптом


Структура махрового полотенца напоминает структуру ковра, которым оно, по сути, и является. Поэтому махровые

Доставка пиццы


Cегодня такой обыденный заказ делают по утрам миллионы людей, чтобы позавтракать. Пиццу можно не просто заказать

Купоны Shoe Dept


С момента основания магазины Shoe Dept завоевали авторитет на рынке розничной торговли мужской, женской и детской

История игрушек


На одинаковые заготовки можно было надеть разные парики, разную одежду, раскрасить по-разному и получать не просто

Такси для вещей


Службы грузовых такси упорядочили рынок городских перевозок, который всегда был довольно значительным, но

Таможенный брокер broker.iskema.com


При выборе тарифа «Аутсорсинг ВЭД» заказчик может вообще не вникать в работу

Евроокна


Новые окна плотно пригонялись к проёму при установке, герметично закрывались, оставляя возможность как для

Матрасы Sleep


Ортопедический матрас должен обладать всеми качествами для сохранения здоровья спины и суставов

Шугаринг


Шугаринг при желании можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Никакого специального оборудования

Выкуп спецтехники


Держать на балансе подобные агрегаты могут только крупные компании. Поэтому продать ставший ненужным

Программа для товара


Посредством специальной программы можно управлять реализацией

Гиперреализм


Эта магия и реалистичность делает картины художника завораживающими, более того, его работами интересуются

Современный «Домострой»


Неверно думать, что регулирование семейных отношений — примета

Видеоняня — что это?


Видеоняня может помочь в воспитании: постоянный надзор сковывает ребёнка, ограничивает

Вентилирование помещений


В вентиляционных системах используют мощные вентиляторы, которые устанавливают каскадами

Дистанционное обучение


Предложенная методика предполагает проведение учебного процесса через

Какой выбрать инструмент?


Нужно узнать, какие педагоги занимаются с такими детьми, выяснить их загруженность —