June 10, 2012
Начало декоративного садоводства на Руси относится к глубокой старине. В V в. до н.э. греческий историк Геродот упоминает о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Летописец Нестор в XI в. описывает яблоневый сад Киево-Печорского монастыря, основанного в 1051 г. Ярославом Мудрым. В IX в. появились сады в Киеве, Курске, Орле, Туле. Во второй половине XII в. Андрей Боголюбский заложил в 11 км от Владимира, при слиянии рек Нерли и Клязьмы, один из первых садов того времени. Этот сад служил образцом при создании садов в Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и других городах.
До XVI в. в средневековой России были распространены монастырские сады, где разводили цветники. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья.
В Москве садоводство стало развиваться с начала XIV в. На склоне Кремлевского холма, у Москвы-реки, был устроен сад митрополита Алексея. В грамотах XV в. упоминаются в Москве сады: Глебков, Макарьевский, Терехов, Гальтяевский, Чичагов, сады на р. Неглинной. На Годуновском чертеже Москвы обозначен «Государев Красный сад». Большое внимание развитию декоративного садоводства уделял царь Иван III.
В истории известны случаи, когда на месте зданий и сооружений создавались сады. Так, в 1495 г. Иван III приказал снести церковь и здания, стоящие против города на правом берегу Москвы-реки, и на этом месте устроил великолепный сад, существовавший до конца XVII в. под названием Царицына луга.
В XVI в. на южном склоне Кремлевского холма находились Верхний и Нижний сады. В том же столетии возникли получившие широкую известность своими цветниками и эффектными прудами «Крутицкие вертограды», устроенные митрополитом Павлом. К этому же времени относится возникновение садов: Прозоровского – на Пресне, Долгорукова – под Новодевичьим монастырем, Лопухиной – в Хамовниках, Архарова – в Сущеве, а также Преображенских садов. Кроме того, были известны подмосковный Кудринский патриарший сад, Троице-Сергиевский, Воробьевский, Московско-Донской, Новоспасский.
Из дворцовых садов в XVI в. в Москве были известны: сад на правом берегу р. Неглинной, между Троицкими и Боровицкими воротами, другой – за р. Москвой, напротив Кремля, третий – на Воронцовом поле на р. Яузе. Были сады и в Кремле.
И. Барбаро в описании путешествия в Россию в середине XV в. упоминает о рощах, которые окружали Кремль. Всего по переписи 1701 г. только дворцовых садов в Москве и под Москвой было 43. Еще в 1635 г. специально для детей царя Михаила Федоровича был устроен сад у Теремного дворца. В этот период в Москве существовал Аптекарский сад. Он занимал часть территории нынешнего Александровского сада. Самым крупным культурным садом во времена царствования Алексея Михайловича был сад в Измайлове. Здесь выращивали всевозможные плодовые и лекарственные растения, виноград. Декоративные сады парка были как бы вкраплены в нетронутый природный пейзаж. Позднее этот сад служил Петру I базой для организации садов в других городах страны. В Кремлевском дворце существовало несколько «верховых» – комнатных садов, получивших за свою красоту название «красных». Особенно славились Верхний и Нижний набережные сады. Верхний сад устроил в 1628 г. садовник Назар Иванов. В XVII в. красные сады получили широкое распространение в боярских усадьбах и в усадьбах высшего духовенства.
Из числа сохранившихся дворцово-парковых ансамблей Москвы следует назвать Коломенское. О нем упоминалось еще в 1328 г. в завещании Ивана Калиты. В XVI в. в царствование Василия III, а затем при Иване Грозном в Коломенском велось большое строительство. На высоком берегу Москвы-реки создан обширный парк регулярной планировки.
В старинных русских городах были и зеленые насаждения общественного пользования, преимущественно в виде бульваров. По описанию Карамзина, в Новгороде, на Славковой улице, в 1469 г. были высажены тополя.
Особенно большое развитие декоративное садоводство получило при Петре I. Именно в это время были заложены парки в Петербурге, получившие мировое признание как непревзойденные образцы садово-паркового искусства. К ним относятся: парки Петергофа, Стрельны (рис. 19), Ораниенбаума, Летний сад (рис. 20) и др. В 1706 г. был создан первый в России Ботанический (аптекарский) сад в Москве, сохранившийся до настоящего времени.
В XVIII в. в Петербурге, Москве и других городах России, а также при помещичьих усадьбах создавались великолепные сады, получившие широкую известность (Юсуповский парк в Архангельском, Голицынский – в Кузьминках, Шереметьевские парки в Останкино и в Кускове, парк Разумовского в с. Петровском и многие другие).
К этому периоду относится возникновение большого количества ботанических садов, принадлежащих отдельным вельможам и богачам.
Среди выдающихся произведений садово-паркового искусства на территории РФ прежде всего следует назвать Летний сад и Петергоф, созданные при Петре I. Побывав во Франции, Голландии и Германии, Петр I увлекся созданием садов и парков. Первым из них был Летний сад при летней резиденции Петра I. Строительство его началось в 1704 г. под непосредственным руководством самого царя. В 1877 г. сад был разрушен сильной бурей и наводнением.
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф создан Петром I в начале XVIII в. В сохранившихся документах впервые это название встречается в 1705 г., уже в 1709 г. на этой территории развернулись большие работы, и в 1711–1714 гг. был построен первый деревянный дворец. В работах над созданием этого уникального исторического ансамбля участвовали архитекторы Броунштейн, Леблон, Макетти.
Петергоф занимает территорию 800 га, включая Дворцовый парк и парк Александрия. Дворцовый парк состоит из двух частей: Верхнего сада площадью 15 га и Нижнего сада площадью 102,5 га. Между ними расположен дворец. Перепад рельефа от дворца к морю составляет около 40 м. Планировка Верхнего сада решена в строгой регулярной манере. Для композиции парка характерна система боскетов, ось которой совпадает с осью дворца, а центром композиции является фонтан Нептун. У входа в парк разбиты цветники регулярного типа, а перед дворцом на живописных площадках расположены два фонтана – Квадратный и Дубовый.
Планировка Нижнего сада, где размещены павильоны Марии, Монплезир, Эрмитаж, решена сочетанием трех трехлучевых композиций. Первая из них включает центральный луч по оси дворцов к морю, правый луч – к павильону Марии, причем левый луч пересекает весь Нижний сад и приводит в парк Александрия, а правый луч – к площадке у подножия «Шахматной горы»; центральный ее луч ведет к павильону Монплезир с Марли, а правый луч – к павильону, размещенному на аллее, ведущей к пирамидальному пруду.
Следует отметить, что такое сочетание взаимно пересекающихся трехлучевых композиций не имеет аналогов в планировке исторических парков. Эти лучевые аллеи создают разнообразные перспективы. Среди них особенно впечатляющей является перспектива от дворца к морю и от моря к дворцу вдоль главного каскада фонтанов (рис. 22).
В начале и середине XVIII в. под Петербургом были созданы парки, ставшие подлинными памятниками садово-паркового искусства, например в Стрельне, Царском Селе, Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Следует отметить, что часть парков г. Ломоносова в конце XVIII – начале XIX в. была выполнена пейзажными приемами. Тогда же в Петербурге был создан Аптекарский сад. Но Петр I не ограничился устройством парков в районе столицы. Ряд великолепных парков он разбил в своих резиденциях в Прибалтике, и наиболее интересный из них – Екатериненталь. В Москве в XVIII в. при царских резиденциях был создан Головинский сад (его авторами в 1730 г. были Растрелли и Анненгоф), запроектированный тем же Растрелли по приказу царицы Анны Павловны.
В XVIII в. многие русские вельможи строили дворцовые ансамбли в своих усадьбах. Среди них следует отметить три выдающихся дворцово-парковых ансамбля: Кусково, Архангельское и Останкино в Москве.
О вотчине бояр Шереметьевых в Кускове упоминалось уже в 1623 г., а с 1819 г. в Кускове велись большие работы. Основными авторами ансамбля были крепостной архитектор Ф.Л. Аргунов и его ученик А.Ф. Миронов, который работал над композицией парка.
Ансамбль Кусково состоял из центрального ядра регулярной планировки в окружении зеленых массивов пейзажного решения. Перед дворцом – большой пруд с островком, а за ним по оси дворца в глубь зеленого массива уходил канал, завершавшийся пышным каскадом. С противоположной стороны дворца располагался грандиозный партер, завершающийся по оси дворца зданием оранжереи.
В регулярном саду – изящный павильон Эрмитаж, на берегу небольшого пруда – Грот, а недалеко от него – Итальянский домик и открытый театр на 100 мест. Богато оформленный скульптурой и цветниками на фоне газонов партер с трех сторон окружен канатами и вагами. За оранжереей располагался лабиринт, а за большим прудом в зеленом массиве – зверинец.
Второе поместье Шереметьевых – Останкино с большим дворцом, в котором был театр. Парк, решенный в регулярных приемах Ф.Л. Аргуновым и А.Ф. Мироновым, включал партер перед дворцом; с обеих сторон партера располагались два небольших участка пейзажной планировки. На правом участке был насыпан холм с беседкой на его вершине. Центральная аллея парка уходила к прудам (рис. 26).
Архангельское расположено в 23 км от Москвы. Еще в XVI в. на высоком берегу Москвы-реки, откуда открывались великолепные виды на заливные луга и густые леса, возникло небольшое село, принадлежавшее боярину А.И. Уполоцкому. В селе была построена деревянная церковь.
В 1703 г. Архангельское перешло к сподвижнику Петра I Д.М. Голицыну. Из окон вновь построенного дома открывался вид на модный тогда Французский парк. В планировке парка, несомненно, сказалось влияние Версаля, Летнего сада, Петергофа. Сохранилась копия плана парка 1767 г. Основой регулярной композиции были восемь квадратных боскетов, обсаженных кленами, липами.
В начале XIX в. одним из выдающихся произведений русского классицизма стало Архангельское. Его владелец Н.А. Голицын решил создать своего рода подмосковный Версаль и пригласил проектировать парк итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, приехавшего в Россию в 1779 г. и избранного в 1784 г. академиком русской Академии художеств.
В 1810 г. Архангельское переходит к графу Н.Б. Юсупову, который собрал здесь многочисленные коллекции предметов искусства, в парке было установлено около ста скульптурных произведений. В создании комплекса Архангельского принимали участие видные московские архитекторы П.И. Бове, Е.Д. Тюрин, С.П. Мельников, В.Я. Стреженов. В то время полукольцом вокруг регулярного парка, очевидно, под влиянием Павловска создаются участки пейзажной планировки. Здесь были посажены рощи, которые хорошо видны на плане 1829 г. и сохранились до настоящего времени.
С крыльца дворца открывается чудесный вид. Партеры террас уступами спускаются вниз, перспектива уходит вдаль. И хотя регулярный парк сравнительно невелик (14 га), благодаря открывающимся бескрайним перспективам он кажется очень большим. Верхняя малая терраса представляет собой квадрат со стороной 70 м, что соответствует ширине фасада дворца. Партер верхней террасы делится на два прямоугольника, а по внешним границам партера проложены аллеи.
Верхняя терраса обнесена баллюстрадой. Нижняя терраса, куда ведет широкая лестница, тянется на 153 м, а еще ниже расстилается огромный прямоугольник размером 240X70 м.
Ансамбль Архангельское является выдающимся памятником архитектуры и садово-паркового искусства и охраняется государством.
Изучение исторических парков, решенных регулярными приемами, позволяет сформулировать архитектурно-художественные принципы их планировки.
Целостность – краеугольный камень регулярных композиций, стремление связать каждую часть парка с последующей, но таким образом, чтобы с определенной точки каждый участок казался самостоятельным целым. Строгость композиции подчеркивается четкими пропорциями, симметрией членений, определенным ритмом размещения и регулярной формой таких декоративных элементов, как водоемы, фонтаны, беседки и т.д. Эта строгость соблюдается и в зеленом наряде парка, где преобладают линейные посадки деревьев, стриженые полосы кустарников. Несмотря на строгость общей композиции, в регулярных парках отсутствует монотонность. Стремление к благородной простоте чувствуется в архитектурном решении лестниц, подпорных стен, покрытых газоном откосов.
Единая ось композиции и создание протяженных перспектив – наиболее выраженные приемы создания регулярного парка.
В русских садах XVII в. применялись главным образом регулярные приемы, но в планировке усадеб имели место пейзажные композиции.
В последующий период в парковом искусстве выдающиеся произведения характеризуются в первую очередь стилевыми особенностями: регулярными и пейзажными приемами. Поэтому дальнейший анализ исторических памятников ведется по этим двум направлениям.
Большое влияние на развитие и характер русского садостроительства оказал А.Т. Болотов (1738 – 1833 гг.). Его многочисленные статьи по истории садов, парковому садоустройству и декоративному садоводству служили главным руководством для паркостроителей того времени. С 1776 г. Болотов заведует в Тульском наместничестве землями, купленными Екатериной II.
В это время в Богородицке на месте крепости XVII в. строится новый дворец, вокруг которого А.Т. Болотов создал великолепный ландшафтный парк. В то время парк считался чудом целого края. В Гатчинском дворце-музее хранятся две картины, изображающие виды этого парка. Судя по рисункам, парк представлял собой хорошо устроенный ландшафтный сад романтического типа. К сожалению, уже в первой половине XIX в. от парка и его сооружений ничего не осталось. Под влиянием произведения А.Т. Болотова в русских усадьбах конца XVIII в. появилось много новых «натурально прекрасных» садов.
Идея создания собственных российских садов с предельной выразительностью отразилась в строительстве одного из лучших произведений садово-паркового искусства – Павловского парка.
Наша страна обладает уникальными образцами садово-паркового искусства, в основном XVIII–XIX вв. Эти сады и парки – своеобразное явление в истории ландшафтной архитектуры. Большинство из них создавалось в процессе многолетнего сотрудничества русских мастеров с французскими, итальянскими, немецкими специалистами и представляло собой органическое слияние прогрессивных планировочных идей, развивающихся в общеевропейском садово-парковом искусстве, с приемами построения пейзажа, разработанными в русской архитектуре на основе особенностей ландшафта родной страны.
Целый ряд художественных и технических достижений, доведенных до совершенства в середине XVIII в., в эпоху расцвета русского регулярного садово-паркового стиля, может быть использован при создании современных парков.
На примере парка Петергофа можно проследить приемы использования воды – канала, бассейна, фонтанов и каскадов. Необыкновенное разнообразие этих приемов превращает Петродворец в своеобразное водное царство, где шум падающей и плещущей воды неразрывно связан с образом этого парка.
Грандиозные парковые регулярные ансамбли XVII–XVIII вв. составляют значительную часть мирового исторического наследия в области садово-паркового искусства.
Однако в XVIII в. на смену ансамблям пришли парки совершенно нового стиля. В Европе к концу XVIII в. резко меняется отношение к пышным регулярным ансамблям, утверждавшим в искусстве принципы абсолютизма. Свободная и живописная планировка отвечала новым эстетическим воззрениям эпохи просвещения с ее тягой к естественности и свободе.
В XIX в. появляется городской парк, имеющий все элементы городского парка, необходимые человеку для массового использования и отдыха.
Телеграм-канал «Классика»
Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,
В XIV веке появляются названия «Великая Русь», «Малая Русь» и «Белая Русь», относившиеся к трем восточнославянским народам, выделяющимся из единой древнерусской народности,— русскому, украинскому, белорусскому. Несмотря на родственную близость
Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением
Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных
О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу
При проектировании остекления фасада невозможно ограничиться только эстетическими аспектами, необходимо учесть и
Для работы в неблагоприятных условиях, таких как промышленные или строительные площадки, лучшим вариантом
Пользователи отмечают повышение тонуса, улучшение самочувствия и увеличение жизненной энергии после
Ремонт квартиры может стать непростым испытанием, но с правильным подходом и планированием он приведёт
Гибкость ценообразования играет важную роль в формировании поведения потребителя, влияя на выбор товара и уровень
Внутренние страницы таких книг, как правило, выполнены из высококачественной бумаги, что обеспечивает удобство
Можно поиграть с направлением антенны, чтобы добиться максимальной мощности от
Если возникла необходимость в срочном вскрытии замков, следует обратиться в специализированные службы, которые
Интерактивные календари, включающие QR-коды или изображения по теме, становятся популярными и придают
Уникальность данных игр заключается в их возможности сочетать захватывающий сюжет с открытым миром и свободой
Кроме психотерапии, важным аспектом является медицинская поддержка. Врач может назначить препараты, которые
Владельцам домашних питомцев следует проводить профилактические курсы не реже двух раз в год, а также
Качественные семена не только обеспечивают хороший посевной материал, но и способствуют устойчивости растений
Также такси может удобно доставить пассажиров в такие направления, как Коста-Брава или другие туристические
Современные компании, работающие в области сантехники, активно используют новые технологии и
Посещение источников поможет не только расслабиться, но и значительно улучшить общее состояние организма. Вода
При покупке серверов б/у рекомендуется обращаться к проверенным поставщикам или специализированным
Недорогие кружки с печатью могут стать не только личным аксессуаром, но и инструментом для продвижения
В сочетании с элегантным дизайном и высоким качеством, кухни Cesar становятся центром притяжения в любом
Технология тонирования может быть как профессиональной, выполненной в